Олег Либезин: Нельзя отрицать и игнорировать опыты и теории советской исторической науки

Москва, 29 августа 2013, 14:04 — REGNUM  

Известный белорусский ученый-историк, с 1975 г. по 1988 г. возглавлявший Институт истории Академии наук, член-корреспондент НАН Беларуси П. Т. Петриков незадолго до кончины (2007) опубликовал свой последний, имеющий принципиальное значение, труд - "Очерки новейшей историографии Беларуси (1990-е - начало 2000-х годов)".

292 страницы глубоких размышлений о состоянии современной отечественной исторической науки, разрыве и связи времен, о "новых" концептуальных трактовках отдельными историками прошлого белорусского народа. Ученый справедливо отмечает, что наука не может быть безответственной, и каждое историческое исследование должно быть обоснованным. В исторической науке необходимо отказаться от разрушительных подходов к освещению восточнославянского единства наших предков, от русофобии и антисоветизма.

Некоторые ученые открыто отказались от своих же собственных оценок, выводов и обобщений прежних лет, и встали на "новые рельсы". К этой "творческой" (как они сами себя назвали) группе П. Т. Петриков отнес бывших директоров Института истории НАН Беларуси академиков И. М. Игнатенко и М. П. Костюка, докторов исторических наук, профессоров М. О. Бича, В. И. Новицкого, Л. М. Лыча, Г. В. Штыхова, заведующих университетскими кафедрами, профессоров А. П. Грицкевича, А. М. Лютого, профессоров В. Н. Сидорцова, В. М. Фомина, кандидатов исторических наук, доцентов С. В. Тарасова, П. О. Лойко, В. В. Григорьеву и др.

Благодаря их усилиям в исторической науке произошла смена исторической парадигмы. В новейших трудах 1990-х - первого десятилетия 2000-х годов превалирует искаженная оценка периодов Киевской Руси, Российской империи, но особенно советского ХХ века, отречение от ключевых достижений советской историографии. Прежде всего, пересмотрены, с целью внесения коренных изменений, школьные и вузовские учебники истории (при этом нельзя не сказать, что написанные учебники "нового поколения" по своему методическому уровню и научности просто не могли появиться в СССР), обобщающие труды Института истории АН БССР, энциклопедические (БелСЭ) издания. Начало фронтальной ревизии положили "Нарысы гісторыі Беларусі" в двух частях, изданные в 1994-1995 гг.

Какие же догмы советской историографии подверглись остракизму в первую очередь? Марксистко-ленинская методология (т. е. как писать, как оценивать то или иное событие и явление) - на чем формировалась советская историческая школа. Отбросив ее, изыскивают новые теоретико-гносеологические подходы изучения белорусской истории - в общечеловеческих ценностях, правах человека, общеевропейском доме (а белорусы жили и живут также на Волге, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Америке), национально-государственном ("Гісторыя Беларусі" в 6 т, 2005-2008), хотя до 1919 года не было единого белорусско-национального государственного стержня; в надуманной деилогизации исторического процесса и т. д.

Между прочим, известный советский ученый-химик академик Н. Н. Семенов, критикуя в свое время субъективизм академика Т. Д. Лысенко, писал, что отрицание и игнорирование опытов и теорий всей предшествующей науки или какой-нибудь ее части является одним из признаков различных псевдонаучных обобщений. Тут наука вообще не может развиваться. За два десятилетия у белорусских "новаторов"-историков ровным счетом ничего путного из конгломерата прозападных и националистических идей не получилось.

Какие трансформации в связи с этим происходят в историческом образовании и историческом сознании народа? В целом катастрофически падает уровень исторической грамотности белорусов. В людях историческое сознание - центральная ось, вокруг которой формируется этнос, на чем зиждется преемственность и связь поколений, гражданственность, - подавлено, размыто. И сначала молодежь, спасибо "профессиональным историкам", "современной школе", бесцеремонному телевидению! - лишилась уважения к прошлому, хуже всего - возможности исторического видения. В ее сознании - упрощенные доктрины: "Запад - это рай, свобода, а вот...".

Будущее исторического сознания белорусской нации при дальнейшем углублении разрушительной тенденции в самой исторической науке, расширении подмены серьезного аудиторного обучения истории модными (на Западе) тестами, схемами, внедрении дистанционного обучения представляется неутешительным.

Либезин Олег Владимирович, кандидат исторических наук, доцент (г. Минск, Беларусь)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.