Константин Воронов: Визит Обамы в Швецию или "...Узлы мировой политики вновь скрещиваются в Стокгольме"

Москва, 28 августа 2013, 19:29 — REGNUM  

Президент Соединенных Штатов Барак Обама отменил, как известно, запланированную на начало сентября личную встречу "один на один" с президентом России Владимиром Путиным в Москве. Он нашел ей замену - рандеву с руководителями северных стран в Стокгольме 4-5 сентября с.г., откуда уже отправится на запланированный саммит 5-6 сентября "Большой Двадцатки - G-20" в Санкт-Петербург. Так что на время внимание всего мира - СМИ, политиков, экспертов, множества наблюдателей - будет теперь приковано к Стокгольму. В этой связи вновь вспоминается яркая, колоритная фраза из дневника советского посланника в Швеции Александры Коллонтай (1), хотя звучит она сегодня всё же, как некое допущение, предположение, гипербола.

Шведская задержка Обамы

Изменение планов американского президента однозначно расценивается на Западе, разумеется, как демарш против предоставления Россией вида на жительство экс-сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену. А также связывается с растущим раздражением Белого дома по поводу отношения России к правам человека, ЕвроПРО, ядерной программе Ирана, переговорам об ограничении стратегических вооружений, Сирии и т.д. Швеция появилась в планах нынешней администрации неслучайно, поскольку географически от Стокгольма один час лета до Санкт-Петербурга. Можно было бы остановиться в Прибалтике, но накануне поездки в РФ 30 августа с.г. президенты новых независимых стран (ННГ) Балтии: Латвии - Андрис Берзиньш, Литвы - Даля Грибаускайте и Эстонии - Тоомас Хендрик Ильвес приглашены в Белый дом. Это будет их первая встреча в таком составе со времен поездки Джорджа Буша в Ригу в 2005 г.

Премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт уже много раз приглашал Б. Обаму и, наконец-то, получил согласие. Но это случилось, несомненно, только потому, что в Вашингтоне обиделись на Путина. Радости шведских политиков нет предела. По утверждению главы шведского МИДа Карла Бильдта приезд Обамы был в планах дипломатических ведомств обеих сторон, но его конкретная дата стала поистине приятной неожиданностью для Стокгольма. На 4 сентября с.г. намечена двусторонняя встреча с Ф. Райнфельдтом. За ней уже в более широком формате с главами правительств пяти северных стран - Норвегии (Й. Столтенберг), Финляндии (Ю. Катайнен), Дании (Х. То́рнинг-Шмитт), Исландии (С.Д. Гуннлаугссон) и, конечно, Швеции (Ф. Райнфельдт). К тому же от Финляндии с учетом её специфики (рудименты президентской республики фрагментарно сохраняются) помимо премьер-министра Ю. Катайнена будет также президент Саули Ниинистё (2). Тем самым такие контакты совершаются, очевидно, неслучайно и не вне динамического контекста международной политики.

Предстоящий визит воспринимается в Швеции, понятно, как событие историческое, особой важности для развития взаимных связей. Б. Обама уже бывал у скандинавских соседей Швеции - Дании и Норвегии, когда он получил Нобелевскую премию мира в 2009 году. Для шведов это первый официальный визит, совершаемый находящимся у власти американским президентом, хотя ранее президент Дж. Буш в 2001 г. был в Гётеборге в связи с саммитом Евросоюза, когда Швеция председательствовала в Евросовете. Тот саммит проходил на фоне крупных уличных беспорядков между бушующими анархистами, леваками, иммигрантской молодежью и шведской полицией. Недавно в мае с.г. по шведским городам и пригородам вновь прокатилась волна насилия, поджогов машин, погромов, вандализма, учиненная недовольной молодежью, преимущественно из бедных иммигрантских семей. Так что проблема обеспечения безопасности высокого гостя отнюдь не виртуальная. За молниеносный визит американского президента шведским налогоплательщикам придется заплатить круглую сумму, примерно 40-50 млн. швед. крон (6-7 млн. долл. США) (3). Теперь шведские власти намерены, естественно, по полной программе использовать эту возможность для укрепления межгосударственных отношений (4). Хотя между двумя странами при правящем правоцентристском "Альянсе за Швецию" (Умеренная коалиционная партия - УКП, Партия Центра, Народная партия, Христианско-демократическая партия), кабинете Ф. Райнфельдта (УКП) сейчас практически нет острых проблем или нерешенных вопросов, существенных дипломатических трений (как, например, это было в 1960-х годах при пользовавшемся мировым признанием премьер-министре социал-демократе У. Пальме, который остро критиковал Белый дом за военную авантюру во Вьетнаме. Вашингтон дважды отзывал своего посла из Стокгольма в 1968-70 и 1972-73 гг.).

Состояние взаимосвязей между Вашингтоном и Стокгольмом достаточно важно сейчас не только для двух стран, но и для Европы в целом. "Во время встречи речь будет идти, - как считает комментатор редакции "Aktuellt" шведского телевидения, большой знаток русского языка и творчества А.И. Солженицына Стиг Фредриксон -, о таких международных вопросах, как, например, роль Швеции в партнерстве с НАТО, вывод войск из Афганистана, переговоры о свободной торговле с ЕС, положение в Сирии, глобальный климат и проблемы защиты окружающей среды". Среди тем, по которым существует взаимопонимание между странами, эксперт шведского Института международных отношений Ян Йоэль Андерссон называет подготовку соглашения о трансатлантическом торговом партнерстве с Евросоюзом. Швеция активно поддерживает эту инициативу о создании трансатлантической зоны, объединяющей рынки США и интегрирующейся Европы, а также продвигает эту проблематику на переговорах с другими ЕС-странами, что приветствуется Вашингтоном (5). В ходе визита Б. Обама постарается заручиться поддержкой северян своего будущего международно-политического курса, в частности, силовых акций в отношении Сирии. Для этого Белый дом всячески приветствует роль Швеции в разрешении международных конфликтов, таких как, например, в Ливии. А так же её значительный вклад при оказании гуманитарной помощи странам, оказавшимся в кризисной ситуации. К тому же в условиях еврокризиса Швеция представляет собой образец страны со сбалансированной финансово-экономической системой, устойчивым социально-политическим порядком. Так что такие достойные партнеры крайне востребованы, нужны Соединенным Штатам как для политического престижа, так для материальной поддержки.

Подыгрывая принимающей стороне, Б. Обама заявил, что его администрация уделит больше внимания сокращению углеродистого загрязнения и борьбе с изменением климата в течение своего второго срока, проблемам, которые приоритетны в шведской политической повестке много лет. Страна ввела экологический налог (на выбросы углеродов) в 1991 г., получает примерно половину потребляемой энергии из возобновляемых источников, включая гидроэлектроэнергию и биомассу. Хотя главные шведские рынки в Европе, американское посольство в Стокгольме пытается продвигать взаимную торговлю, развитие НИОКР и инвестиции в экологически чистые, "зеленые" технологии между этими двумя странами.

Вместе с тем ряд шведских, северных политиков выражают беспокойство и неприятие того, что американские спецслужбы собирают данные, ведут наблюдение по всему миру за телефонными, интернет - коммуникациями европейских граждан. В этой связи было проведено, как известно, экстренное заседание Европарламента. Свою озабоченность публично выразила шведка Сеcилия Мальмстрём - комиссар ЕС по внутренним делам. Согласно заявлению члена Европарламента от оппозиционной Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ) Мариты Ульвскуг, в её партийной группе многие указывают на риски, связанные с передачей больших массивов личных данных граждан-клиентов авиакомпаний, банков, торговых сетей etx. (6) Многие шведы полагают, что их активность в социальных сетях стала также предметом специального интереса американских властей. В Государственную инспекцию по защите персональных данных шведского населения обратились в связи с разоблачениями Э. Сноудена более 50-ти жителей страны. Инспекция, в свою очередь, направила Еврокомиссии просьбу выяснить, насколько обоснованы опасения шведских граждан (7). Однако 5 июля с.г. Швеция и Великобритания наложили свои вето на расследование в ЕС неприглядных фактов американского шпионажа. Вопросы к американской администрации ограничились только так называемой программой Prism, ее влиянием на невмешательство в личную жизнь еврограждан. Так что тема американского прослушивания (подслушивания) европейцев, скорее всего, будет "затушевана" во время официального визита. Однако свое отношение к этой острой теме более четко выразит лишь политоппозиция, а не шведское правительство. Некоторые критики видят в шведском визите Б. Обамы ловкий ход в свете преследования основателя WikiLeaks Джулиана Ассанджа, который скрывается в посольстве Эквадора в Лондоне больше года, чтобы избежать выдачи Швеции за предъявленные ему здесь сексуальные преступления. Многие сторонники WikiLeaks полагают, что американские структуры воспользуются этим визитом для давления на Стокгольм, чтобы и дальше преследовать Дж. Ассанджа за публикацию правительственных секретов (8).

Несмотря на достаточно дружелюбную атмосферу в благополучной скандинавской стране четыре шведские внепарламентские политические организации - Пиратская партия, Коммунистическая партия, партия Справедливых социалистов (ПСС) и Объединение солидарности с Ираком - запросили у столичных властей разрешения на проведение демонстраций в связи с предстоящим визитом Б. Обамы (9). "Мы хотим демонстрировать протест, - заявил представитель ПСС Пэр Оке Вэстерлюнд, - вместе с теми, кто выступает против той роли, которую США играют в мире и Обамы как символа империализма" (10). А главврач больницы города Бурос, хирург Гуннар Улофссон подал заявление в полицейское управление г. Стокгольма с просьбой провести допрос гражданина США Барака Хусейна Обамы в связи "с преступлениями против человечности, а также деяния, наказуемые как согласно международным, так и шведским законам" (11). Так, что немало шведов считают, что политика Вашингтона крайне опасна для коммунитарного Запада, вызывает больше проблем для их страны - рисков, вызовов, неприятностей, чем нейтрализует их.

Северное единство при многообразии курсов

В связи с предстоящей многосторонней встречей с премьер-министрами пяти северных стран сразу же возник вопрос, во-первых, о формате встречи. Почти сразу из Белого дома последовало: Б. Обама не будет вести двусторонних переговоров, а встреча пройдет в форме совместного рабочего обеда. То есть полноценного саммита не будет, достаточно неформального ужина с обменом мнениями. И, во-вторых, это - его повестка, перечень тем, которые будут затронуты. Согласно информации, озвученной канцелярией премьер-министра, поднимутся вопросы свободной торговли с Евросоюзом, глобального экономического роста, двусторонние отношения и вопросы сотрудничества, а также проблемы предотвращения изменения климата. Встречу в качестве хозяина возглавит премьер-министр Ф. Райнфельдт. Её задачей станет фундаментальное усиление партнерских отношений между США и северными странами. Конечно же, шведы, как и другие северяне, не будут, видимо, задавать высокому заокеанскому гостю неудобные вопросы в связи с противоправной деятельностью лагеря для интернированных в Гуантанамо, ударами дронов Пентагона на БСВ, программой глобального мониторинга АНБ etx.

"Северная пятерка" представляет собой политически и институционально достаточно своебразное субрегиональное образование. Исторически сложилось, что три скандинавские страны (Дания, Норвегия, Исландия) сделали выбор в пользу атлантизма в годы холодной войны (при политике неразмещения Осло и Копенгагеном иностранного ядерного оружия и военных баз в мирное время). Две другие страны - Швеция и Финляндия - сохранили свой внеблоковый статус на протяжении всего этого напряженного периода. Нейтралитет Швеции был закреплен как обычай внешней политики "свободы от союзов в мирное время с целью нейтралитета в случае войны". При этом Стокгольм стремился иметь мощные национальные ВС для демонстрации решимости страны защитить свой суверенитет и статус. Особое положение Финляндии обеспечивал советско-финляндский договор о дружбе и взаимопомощи 1948 г. Затем Швеция и Финляндия присоединились к ЕС в 1995 г., после чего их политика существенно трансформировалась. Норвегия же выработала свой modus vivendi, обеспечивающий ей статус как полноправного члена НАТО и особые отношения "не члена" через механизм Европейского экономического пространства с Европейским союзом. В постбиполярный период в субрегионе подспудно просматривается сегодня скрытая конкуренция двух систем безопасности: НАТО и ЕС, как самостоятельного "центра силы". Голос Швеции в этом отношении достаточно весом и значим для построения автономной системы субрегиональной безопасности. Эта тенденция еще более актуализируется в том случае, если пять северных стран реализуют собственные политические устремления формализовать свои связи, создадут субрегиональный блок безопасности, что может стать новым, фундаментальным фактором европейской геополитики.

Приход демократа Б. Обамы в Белый дом породил, как известно, бурный оптимизм и надежды (вспомним его неожиданное награждение на первом году президентства Нобелевской премией мира в Осло!) на то, что унилитаристкая линия администрации Дж. Буша на мировой арене прекратится, соперничества между США и Россией удастся избежать, даже наладить новое продуктивное сотрудничество в постбиполярный период. Однако очень скоро выяснилось, что "перезагрузка" забуксовала, для подобных упований нет веских оснований, а их стратегические, двусторонние отношения отошли к исходной точке. В Стокгольме лидеры северных государств попытаются, видимо, уяснить, какие средства из своего обширного арсенала будут использованы Вашингтоном для сплочения Запада, для отчуждения, например, бурлящего Ближнего и Среднего Востока (БСВ) от внешнего влияния. Северная Европа не готова также, видимо, к резкому изменению американской политики безопасности, согласно которой США сократят своё присутствие в Старом Свете. К такому геополитическому развороту в Скандинавии, Старой Европе, кажется, всё ещё не подготовились. Здесь не увеличивают, а сокращают расходы на оборону (12), рискуя углубить и без того неприличную диспропорцию в НАТО. В условиях кризиса, глобальных перемен малые северные страны (благоприятно отличаются от других, особенно ННГ Балтии) всё же утрачивают свою прежде высокую стратегическую роль, относительно высокое место в евроатлантической системе.

Одной из острых тем на встрече Б. Обамы с лидерами северных стран станет, несомненно, Россия. Как известно, Финляндия имеет более глубокие исторические, практические отношения с великим восточным соседом, нежели, например, Швеция. От стран ННГ Балтии Финляндию отличает более спокойный подход к российским сюжетам. Вашингтон хотел бы, как отмечает эксперт финского Института международных отношений Чарли Салониус-Пастернак, чтобы страны Прибалтики, по примеру Суоми, перестали бы болезненно реагировать, делать российские темы предметом бурных общеевропейских дебатов (13). Хотя стратегическим интересам Швеции отвечают повышение вовлеченности России в евроатлантические институты, снижение уровня противостояния, увеличение взаимного доверия, но самостоятельный курс Москвы подчас не позволяет им обеспечить данные цели.

Внешнеполитическая стратегия России в отношении северных стран, также как США и держав Запада, основывается преимущественно на геостратегических соображениях, учитывающих собственные национальные приоритеты и интересы. Важный элемент подхода Москвы проявляется в контексте задачи обеспечения национальной и региональной безопасности, обеспечения экономического сотрудничества - транзитных транспортных возможностей, доступа к рынкам и международным финансам. На субрегиональном уровне руководство РФ озабочено формированием благоприятных условий для беспрепятственной хозяйственной кооперации, главным объектом данной политики остается реализация энергоресурсного потенциала, развитие транспортной инфраструктуры в северо-западном направлении (например, Балтийская трубопроводная система, "Северный поток" и др.) (14).

Северный вектор политики США

Глобальный кризис, усиление конкуренции мировых центров (в частности, в сфере национальной энергетической безопасности), скорость и масштабность внешних изменений оказывают серьезное влияние на субрегиональную безопасность. Все нынешние глобальные и региональные игроки, к счастью, удовлетворены нынешним состоянием, расстановкой сил в субрегионе, сохранением важной коммуникационной роли Балтики, контролем ключевой зоны Датских проливов. От экспансивного курса на расширение НАТО и ЕС сейчас перешли здесь фактически к осторожной политике статус-кво. Хотя линия США в Европе сегодня сосредоточена в основном на взаимодействии с ведущими державами - Великобританией, ФРГ, Францией, Россией - тем не менее, Вашингтон уделяет достаточно внимания малым северным странам, особенно таким, как Швеция. В Стокгольме исторически чувствительны к тому, что пересечение интересов ведущих áкторов ведёт к увеличению конфликтности на Евросевере. Целью нынешней стокгольмской встречи также является, очевидно, демонстрация прочной привязки северных стран к Вашингтону. В условиях переключения геостратегического внимания Белого дома, перевода ресурсов Пентагона из Европы в АТР, где реальную угрозу позициям Соединенных Штатов представляет возвышающийся Китай, необходимо поддержать, видимо, морально-политический дух северных партнеров, заверить их в том, что России им нечего бояться.

Стокгольм проводит тесное сотрудничество с США также в контексте взаимодействия с НАТО. Взаимодействие США со Швецией в данной сфере носит, можно сказать, не афишируемый характер, учитывая декларируемый статус политического нейтралитета этой страны (15). Программа "Партнерство ради мира" и другие немаловажные форматы сотрудничества с Пентагоном, помимо позитивных приоритетов, способных существенно улучшить военно-техническое оснащение, ориентированы, похоже, на создание в субрегионе прочной евроатлантической базы противодействия геополитическим оппонентам - России, международному терроризму, исламизму etx. Вместе с тем в Стокгольме опасаются перспективы усиления демонстративного военного присутствия США на Балтике, в частности, в рамках перспективной программы ЕвроПРО. Особенно здесь страшатся неконтролируемой милитаризации северного субрегиона. В этом свете примечательно, что подразделения ВС Швеции впервые примут участие в серии масштабных маневров сил первоочередного задействования (СПЗ) НАТО "Brillant Arrow" с 25 августа по 5 сентября 2013 г. (16) Тем самым шведские военные получат непосредственный доступ к актуальной информации, методикам, требованиям и стандартам альянса.

Тема потенциального присоединения страны к НАТО периодически возникает в Швеции. Стокгольм активно сотрудничает с Североатлантическим альянсом, участвует в программе "Партнерство ради мира". По мнению ряда шведских экспертов, полноправное членство в НАТО поможет стране значительно сэкономить бюджетные средства, повысить уровень своей безопасности. Вместе с тем большинство жителей страны, согласно постоянным соцопросам, выступают против отказа от исторически проверенной линии - политики нейтралитета (17).

Чтобы сделать приятное Вашингтону, укрепить трансатлантические узы, министр иностранных дел К. Бильдт выразил недавно пожелание, чтобы 200 шведских военнослужащих остались в Афганистане и после ухода оттуда частей НАТО в 2014 г. Участие шведского контингента в ISAF основано на внутриполитическом соглашении между правоцентристским правительством и оппозиционными партиями - СДРПШ и "зелеными", которое действует до 1 июля 2014 г. Однако в сентябре будущего года состоятся очередные парламентские выборы, нынешним властям в накаленной атмосфере внутриполитической борьбы вряд ли удастся решить этот обостренный вопрос кулуарно, по-тихому.

Политика США в северном субрегионе сталкивается, как видно, также с определенными ограничителями, сложностями, проблемами. К ним, прежде всего, относятся: вышеупомянутая специфика политразвития этих малых стран; разнонаправленность их интересов; приверженность ряда европейских государств (ФРГ), так и северных (Финляндия) продуктивному сотрудничеству с Россией. Хотя ННГ Балтии свыше 20-ти лет в "самостоятельном плавании", все еще наблюдаются признаки их зависимости от бывшего центра. Это объясняется как геополитическими факторами, так и объективными причинами - привязанностью их энергетики к поставкам с востока, наличием значительной российской диаспоры (в Эстонии и Латвии), общностью прошлой социо-культурной истории народов и проч. Поэтому стратегия США на Евросевере будет сконцентрирована, вероятно, на сохранении уже достигнутых позиций, создании условий для активизации евроатлантического партнерства, укрепления евроатлантических институтов. Однако перспективы укрепления данных направлений во многом будут определяться результатами, последствиями выхода из глобального экономического кризиса США и Евросоюза, изменением военно-политической обстановки в стратегическом звене - после вывода войск НАТО из Афганистана, их тактическим поведением в отношении Сирии и Ирана, долгосрочной стратегией в отношении КНР, России etx. Можно предположить, что если Вашингтон попытается оставить (реально, а не декларативно) за собой контроль над Афганистаном, то это, как и в недавней истории СССР, будет свидетельствовать о сворачивании глобальной американской империи, крахе "Pax Americana".

Таким образом, современный курс США в Европе стратегически нацелен на поддержание управляемого политического порядка с механизмами влияния на своих партнеров, конкурентов, а тем более оппонентов. В этих условиях политическая роль Швеции (и других малых стран евроатлантической зоны) в субрегиональной дипломатии относительно повышается. Она может стать даже весьма значимой при формировании конструктивного диалога между крупными политическими àкторами. Хотя при всей важности предстоящих переговоров Б. Обамы с руководителями северных стран в Стокгольме вряд ли он найдет здесь полноценную замену встрече с В. Путиным. Можно сказать, что сегодня политика США в отношении РФ находится в состоянии выбора возможных путей развития. Нарождается, по-видимому, некая новая парадигма взаимоотношений Москвы с Вашингтоном. Хотя в МИД РФ всё ещё надеются, что визит американского президента в Россию отложен, но не отменен. Транзитную, компромиссную встречу можно устроить, считают, в том же Хельсинки, пусть с ограниченной повесткой. Если все-таки не удастся провести хотя бы технический саммит, то проиграют, очевидно, не только обе стороны, но и серьезно отложится решение многих актуальных региональных и мировых проблем.

Константин Воронов - кандидат исторических наук, заведующий сектором ИМЭМО РАН

Ссылки и комментарии:

1. "Узлы мировой политики...скрещиваются в Стокгольме. Нам нужно обеспечить здесь "дружественную нейтральность" к Союзу. Надо связать с нами Швецию экономической заинтересованностью... Мы получили 100-миллионный валютный заем по образцово составленному тексту договора..." А.М. Коллонтай. Запись в рабочем дневнике 1934 г. Именно как высокоэффективный дипломат она способствовала получению 100 млн. шв. крон шведского займа, а ее личные усилия в 1944 г. ускорили достижение перемирия между СССР и Финляндией, завершившего "войну-продолжения" 1941-1944 гг.

2. http://yle.fi/uutiset/prezident_niiniste_vstretitsya_v_sentyabre_s_barakom_obamoi/6778619

3. Расчеты основаны на том, что для безопасности высокого гостя привлекут 2.5 тыс. полицейских, каждый из которых обойдется в 930 швед. крон (примерно 100 евро) в час. Таким образом, по подсчетам СМИ, будет выплачено около 37 млн. швед. крон. К этой сумме надо прибавить и ряд других расходов: будет заварено свыше 400 уличных люков, размещение многочисленной свиты в Grand Hotel и проч. http://www.aftonbladet.se/minekonomi/article17262778.ab

4. http://sverigesradio.se/sida/gruppsida.aspx?programid=2103&grupp=12839&artikel=5611331&sida=2

5. http://sverigesradio.se/sida/gruppsida.aspx?programid=2103&grupp=12839&artikel=5611878&sida=2

6. http://sverigesradio.se/sida/gruppsida.aspx?programid=2103&grupp=12839&artikel=5560877&sida=10

7. http://sverigesradio.se/sida/gruppsida.aspx?programid=2103&grupp=12839&artikel=5599585&sida=4

8. http://news.yahoo.com/obamas-visit-means-sweden-191749600.html

9. http://www.dn.se/nyheter/sverige/de-vill-demonstrera-mot-obama/

10. http://sverigesradio.se/sida/gruppsida.aspx?programid=2103&grupp=12839&artikel=5615941

11. Названы, "среди преступлений, совершенных господином Обамой: * участие в агрессивной войне в Ираке и вторжение в Афганистан; * содержание людей в концентрационных лагерях без проведения соответствующих судебно-процессуальных действий, как это имеет место в Гуантанамо на Кубе; * проведение внесудебных казней с применением беспилотных летательных аппаратов, так называемых "дронов"; * ведение шпионажа и подслушивание граждан на территории Швеции и стран ЕС. Также необходимо выслушать показания господина Обамы по поводу степени его участия в атаках Израиля на палестинцев в Газе, ведении подрывных действий против Кубы и причастности к военным переворотам в Гондурасе в 2010 г. и в Египте 2013 г." Заявление впервые опубликовано в левой газете "Folket i bild", после чего мгновенно распространилось по всем шведским СМИ. http://www.fib.se/inrikes/item/3231-obama-i-sverige; http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=95&artikel=5612748

12. Минобороны ФРГ объявило, например, о прекращении программы по созданию дрона Euro Hawk http://www.ng.ru/world/2013-05-17/8_frg.html

13. http://yle.fi/uutiset/politolog_rossiya_navernyaka_stanet_odnoi_iz_tem_na_vstreche_glav_gosudarstv_v_stokgolme/6778794?origin=rss

14. В данный момент после строительства второй очереди, ожидаются решения российских и европейских газовых компаний относительно строительства дополнительного газопровода из России в Германию через территориальные воды Финляндии, Швеции и Дании. Компанию по строительству газопровода по дну Балтийского моря основали российский "Газпром" и европейские Wintershall Holding GmbH, E.ON Ruhrgas AG, N.V. Nederlandse Gasunie и GDF SUEZ. РАО "Газпром" сейчас ведет переговоры о привлечении дополнительных акционеров к проекту.

15. См. подробнее о политической риторике и сущностном содержании внешнеполитического курса страны в широком историческом контексте: Воронов К. Швеция-НАТО: конспиративная уния под лейблом нейтралитета// "Мировая экономика и международные отношения", М., 2013, № 5 с. 110-120.

16. Морские и сухопутные компоненты СПЗ проведут свои отдельные учения. Морские "Brilliant Mariner" запланированы на вторую половину сентября - начало октября с.г. Комплексная подготовка НАТО закончится в начале ноября проведением крупномасштабного международного учения "Steadfast Jazz", которое пройдет на польских и прибалтийских полигонах в непосредственной близости от границ с Республикой Беларусь и РФ. В свою очередь они в сентябре с.г. проведут в два этапа на полигонах двух стран совместные стратегические учения своих ВС "Запад-2013".

17. Опрос института изучения общественного мнения SIFO в мае 2013 г. показал относительный рост поддержки членства Швеции в НАТО, однако большинство шведов, по-прежнему, против членства страны в альянсе. За вступление сейчас 32 % опрошенных, а в 2011 г. сторонников было 23 %. Противников вступления сейчас 40 %, а в 2011 г. их было 50%. То есть, число сторонников относительно растет, а противников соответственно падает. http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=2103&artikel=5535792

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.