Глава Минобразования Чувашии Владимир Иванов уверен, что в современной школе - кризис воспитания. "На мой взгляд, кризис есть, и связан он, прежде всего, с деформацией ценностей, лежащих в основе воспитания", - заявил, в частности, министр на республиканской августовской конференции педагогов, посвящённой вопросам развития воспитания и дополнительного образования. Несмотря на то, что законодательно многое отрегулировано и закреплено в системе образования, данную тему Владимир Иванов считает "самой актуальной и чувствительной, требующей обстоятельного разговора", передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Министр отметил, с конца 80-х и в 90-е годы, когда "советская идеология рухнула и государственный заказ к системе образования вообще перестал существовать", начался длительный этап поиска и становления новой системы ценностей. "Мы все с вами хорошо помним эти непростые годы. Образцами подражания для молодых стали "банкиры", "крутые ребята из "Бригады"... И система образования, к сожалению, не сумела устоять перед этими перекосами общественного развития", - отметил Иванов. По его словам, к началу 21 века выделились полярные позиции - восстановить прежнюю систему ценностей или сформировать принципиально новую.

Озвучивая решение проблемы, Владимир Иванов подчеркнул, что сегодня "программы воспитания должны быть современными, соответствовать тем изменениям, которые произошли в обществе, но не разрушая самобытность национальной культуры, а опираясь на нее и учитывая российский менталитет, менталитет чувашского и других народов".

Говоря об инструментах и механизмах развития системы воспитания, министр в первую очередь выделил восстановление традиций религиозно-нравственного образования. По словам Иванова, удачным является введение в школах учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики": "Нам следует внимательно проанализировать первые результаты и расширить взаимодействие с представителями традиционных конфессий. Не использовать воспитательный потенциал духовенства неразумно".

Глава Минобразования подчеркнул, что сегодня мало быть "хорошим урокодателем, прекрасно знающим свой предмет, и даже умеющим добиваться качественного усвоения материала - это удел, все-таки, подмастерья". И отметил, что учителя "научились неплохо готовить к итоговой аттестации выпускников", динамика есть по всем предметам. "Вместе с тем, оценка ученика только через учебные достижения без учета других сторон развития личности губительна как для ученика, так и для системы образования в целом", - акцентировал внимание Владимир Иванов.

Вместе с тем, глава ведомства с сожалением констатировал, что сегодня в практике многих школ "пока преобладает распространенность морализаторской имитации "воспитания" и проведение многочисленных, малоэффективных с точки зрения воспитания мероприятий. В связи с этим, в Минобразования разработали календари с обязательными республиканскими мероприятиями на новый учебный год (в частности, это предметные олимпиады, президентские состязания, президентские игры). Во-вторых, в министерстве предлагают изменить сам принцип проведения мероприятий: с определением миссии и вовлечённости каждого ребёнка, родителя - чтобы это были не разрозненные события, а системная работа.

В министерстве подчёркивают, что мероприятия нужно организовать по технологии проектов. При этом особое внимание министр рекомендовал уделять социализирующим проектам - например, по решению местных муниципальных проблем, помощи младшеклассникам, пенсионерам, детским домам. "Одним из удачных образовательных проектов" Владимир Иванов назвал развитие кадетского движения. При этом он заметил, что в массовой школе, системе профобразования большинство педагогов не владеют проектными технологиями.

"Необходимы радикальные изменения в организационной и методико-технологической области подготовки учителя и повышения квалификации. Предлагаю с нового учебного года на базе Чувашского института образования создать Центр педагогических технологий. Необходимо в указанный центр подобрать квалифицированные кадры, обучить их в лучших центрах с тем, чтобы каждый учитель, классный руководитель, проходящий курсы, был обучен так называемым научающим (самонаучающим) технологиям. Думаю, одним из направлений работы указанного центра станет создание банка педагогических технологий и методик", - сказал Владимир Иванов, высказав мнение, что одним из показателей успешной работы каждого педагога должен быть уровень вовлеченности обучающихся в социализирующие проекты.

Говоря о развитии системы воспитания, министр также подчеркнул, что нужно добиться высокого уровня вовлеченности родительского сообщества во все образовательные процессы, активизировать учительское самоуправление, использовать авторские подходы в классном руководстве, а также более продуктивно взаимодействовать с детскими общественными организациями, число которых в Чувашии превышает 500. "Проведенные опросы показывают, что школьники самыми интересными моментами в рамках деятельности детской организации указывают: КВНы, конкурсы, соревнования - то есть мероприятия. Мы с вами, педагоги, хорошо понимаем, что педагогический эффект от таких быстротечных событий очень невелик, а иногда и его нет вовсе", - выразил обеспокоенность министр образования и поручил организовать обучение руководителей детских и молодёжных организаций современным технологиям и создать банк успешных проектов, осуществлять их обобщение и внедрение.

Ещё один мощный инструмент воспитания - система дополнительного образования, где педагог выполняет функции наставника и может проявить наиболее полно свои личные качества. В настоящее время в республике действуют 134 учреждения дополнительного образования детей, в них обучается почти 81,5 тыс. детей (43,6% от общего числа детей школьного возраста).

Однако, констатировал министр, значительное число муниципалитетов, в чьём ведении находятся учреждения допобразования, выделяет недостаточно средств, в том числе для открытия новых кружков и секций. Владимир Иванов рекомендовал для изменения ситуации ввести нормативное финансирование, исходя из стоимости расходов одного воспитанника для реализации образовательных программ.

Ещё одна проблема, на которой акцентировал внимание министр - это отсутствие "реального сотрудничества детского сада, школы, учреждений профессионального образования и дополнительного образования детей".

"Каждая структура мертвой хваткой держится за свою базу по принципу "мое, не отдам, а вдруг что-то сломаете, испортите и т.п.". Хочу напомнить, что вся материальная база построена, оборудована и содержится на бюджетные средства, на деньги наших налогоплательщиков... Поэтому все школьные и вузовские лаборатории, спортивные, актовые залы должны быть доступны во второй половине дня для педагогов системы дополнительного образования, равно как ресурсы учреждений дополнительного образования - для учителей и преподавателей в первой половине дня. И главный принцип: дети объединяются по интересам у компетентного специалиста из разных школ, классов, а может быть и из разных муниципалитетов. Если мы сумеем преодолеть местнические интересы, то сможем создать эффективную образовательную сеть, которая действительно работает на ребенка", - резюмировал министр.