Передел границ Северо-Кавказского федерального округа смысла не имеет: мнение

Ставрополь, 26 августа 2013, 18:31 — REGNUM  Регионы Северного Кавказа много выиграли от выделения Северо-Кавказского федерального округа и новый передел границ смысла не имеет. Такое мнение высказал 26 августа корреспонденту ИА REGNUM вице-президент фонда "Центр политических технологий", профессор Высшей школы экономики, доктор политических наук Ростислав Туровский, комментируя полемику в СМИ об очередном переделе границ.

В частности, в ряде СМИ отмечается, что федеральными властями рассматриваются перспективы выделения восточных республик Северного Кавказа - Дагестана, Чечни и Ингушетии в отдельный округ. При этом, остальные регионы СКФО могут быть объединены с Ростовской областью, Краснодарским краем и Адыгеей. Другая идея заключается в объединении СКФО с тремя регионами ЮФО.

Учёный отметил, что аргументы, которые сейчас приводятся в пользу передела границ федеральных округов на Юге России, можно разделить на экономические и этнополитические. Один из "экономических" аргументов напоминает нам о советских границах экономических районов. "После создания СКФО стратегии и программы социально-экономического развития привязаны к нынешним границам федеральных округов, эти документы являются не декларациями, а конкретными планами, и необходимо добиваться их исполнения, а не устраивать игры с перекройкой границ, которые приведут к необходимости пересматривать большое количество финансовых документов", - считает эксперт.

"Согласно другому "экономическому" аргументу разделение федеральных округов приводит к недофинансированию регионов СКФО. Этот аргумент выглядит не менее странным. Например, выделение дотаций, субсидий и субвенций, как основных видов федеральной финансовой помощи к границам федеральных округов вообще никак не привязано: решения принимаются в отношении конкретных регионов, в зависимости от их потребностей", - отметил Туровский.

"Выделение СКФО, напротив, изменило ситуацию к лучшему, поскольку иначе его регионы оказывались и продолжали бы оставаться в тени крупных регионов ЮФО, а тема недостаточного финансирования Ставропольского края и республик, напомним, поднималась еще в период существования "большого" ЮФО как раз из-за влияния его самых крупных регионов", - напомнил учёный.

Среди плюсов формирования СКФО Туровский назвал его компактность, которая повышает управляемость округа и "приближает" все его территории к федеральной власти. "Говоря о размерах и управляемости федеральных округов, не следует также забывать, что планы передела их границ могут только ухудшить ситуацию. Так, возникает вопрос, что же будет с управляемостью Приволжского федерального округа, который и без того огромен, и куда могут быть добавлены еще три региона. В результате мы получим огромную территорию, протянувшуюся от Нижнего Новгорода до Каспия, и с точки зрения управляемости это будет, пожалуй, худший федеральный округ. Если выделить Восточно-Кавказский федеральный округ, состоящий из трех республик, то это, наоборот, будет необоснованно маленький округ, который еще и будет восприниматься негативно в качестве своеобразного "гетто" для трех проблемных регионов России", - сказал Туровский.

По мнению учёного, от границ федеральных округов может зависеть реализация инвестиционных проектов, взаимосвязанных со стратегиями их социально-экономического развития и реализуемых за счет бюджетных средств или на основе государственно-частного партнерства. Он напомнил, что в прежних границах была разработана ФЦП "Юг России", которая имела слабое финансирование и не обеспечивала комплексное развитие всей территории прежнего ЮФО. Вместе с тем, ФЦП по Чеченской Республике, по словам Туровского, наоборот, притягивала громадные средства во всего лишь один регион.

"В новых условиях появилась возможность разработать сбалансированную стратегию социально-экономического развития СКФО, а затем - соответствующую государственную программу, которая в настоящее время реализуется. Возникла корпорация развития СКФО, формируется туристический кластер, охватывающий все регионы федерального округа", - заявил политолог.

Этнополитические аргументы, по словам учёного, в основном говорят или о сложности этнического и конфессионального состава СКФО, или о том, что его границы разделяют близкие народы. В частности, по преобладанию приверженцев христианства и ислама округ можно условно разделить на западные и восточные регионы. Разделение на западные и восточные республики можно также связать с долей и влиянием русского населения, которое малозначимо в восточных республиках.

"Непонятно, зачем делить СКФО на части по этим причинам, - заявил Туровский. - С одной стороны, этнический и конфессиональный состав населения буквально каждого региона СКФО уникален, но каждый регион отдельным федеральным округом не сделаешь. С другой стороны, одни и те же по сути проблемы межнациональных отношений, радикального ислама, миграций, положения русского населения в разной степени представлены во всех регионах СКФО. Состав округа позволяет решать эти проблемы в комплексе, одновременно используя индивидуальный подход к каждому региону".

"Что касается "разделяющей" роли СКФО, то действительно, за его пределами оказалась часть народов абхазо-адыгейской языковой группы, а именно - адыгейцы. Разделено и казачество: в СКФО представлены терские казаки, в ЮФО - кубанские и донские", - уточнил политолог. "Безусловно, территория СКФО не является и не может быть идеальной, чтобы удовлетворять все существующие интересы и потребности. На наш взгляд, отделение границами округа одних народов и одних казачьих войск от других не составляет существенной проблемы", - добавил он.

"Округ - это не субъект федерации и не государство, он создан для более удобной организации политического и социально-экономического управления, но не создает никаких барьеров для свободной коммуникации через его границы",- заявил Туровский. По его мнению, федеральные округа не создаются по этническому принципу. Кроме того, Адыгея окружена со всех сторон Краснодарским краем и присоединить ее одну к СКФО просто невозможно.

"Объединить все казачество в одном федеральном округе невозможно и бессмысленно, поскольку казаки живут на всей территории России. Кстати, также как и народы Кавказа. Взаимодействие "разделенных" народов вполне может быть организовано на уровне горизонтальных связей, посредством общественных организаций, отношений между субъектами федерации и др. Округ этому никак не мешает и, наоборот, выступает за сотрудничество с регионами и общественными структурами ЮФО", - рассуждает учёный.

"Таким образом, хотя с исторической точки зрения СКФО - это структура очень молодая, она на данном этапе является оптимальной и сбалансированной. Ее деление на части или расширение ситуацию не улучшают, а аргументы в пользу передела границ не выглядят состоятельными. Тем более что нынешний СКФО имеет свои планы, программы и стратегии, которые еще нужно реализовать и которые рассчитаны на долгие годы", - резюмировал Туровский.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail