По Кронверкскому проспекту Санкт-Петербурга сегодня, 25 августа прошел необычный экипаж - трамвайный вагон, запряженный парой лошадей. Так в городе отмечают 150-летие конки, передает корреспондент ИА REGNUM.

Две лошади Буян и Ника смогли протащить вагон №114 из Музея городского электрического транспорта весом почти в пять тонн от остановки "Введенская улица" до станции метро Горьковская и обратно. Петербуржцам стать пассажирами коночного экипажа не удалось: в вагоне проехались лишь актеры, одетые в костюмы минувшей эпохи.

"История конки началась в Нью-Йорке в 1851 году, тогда впервые был пущен экипаж, ведомый лошадьми, по рельсам. Столица Российской Империи Санкт-Петербург достаточно быстро подхватила эту моду, первые пассажирские конки пошли по улицам города в 1863 году, как раз в эти дни, когда мы празднуем юбилей прародительницы трамвая", - рассказал директор Музея городского электрического транспорта Кирилл Нюквист. Некоторые конки были двухэтажными, с так называемым "империалом". В зависимости от того, где ехал пассажир, менялась цена билета. "Долгий период проезд на конке стоил 5 копеек внутри вагона и 3 копейки - на империале, то есть на крыше", - отметил Нюквист.

Копия вагона конки построена на базе грузовой платформы 30-х годов минувшего века. Вагон ярко-голубого цвета свой номер получил неслучайно, именно конка №114 стала первым в мире электрическим трамваем, запущенным 22 августа 1880 года инженером Федором Пироцким в Санкт-Петербурге.

В честь праздника на рельсы был поставлен и ретро-вагон, в котором горожане смогли ознакомиться с историей конки, а также взглянуть на билеты конно-железных дорог разного времени.

Напомним, что в 1854 в окрестностях Санкт-Петербурга, близ Смоленской слободы, инженером Полежаевым была устроена конная дорога из продольных деревянных брусьев, обитых железом. В 1860 году инженер Домантович построил конно-железную дорогу на улицах Санкт-Петербурга.

В России конка была построена в большинстве крупных городов - Санкт-Петербурге (товарная в 1860-м, пассажирская в 1863), Москве (1872), Казани (1875). Несмотря на невысокую скорость (не более 8 км/ч), новый транспорт пришёлся жителям по вкусу - к моменту пуска первой линии электрического трамвая конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. В большинстве случаев конка строилась с участием иностранного капитала. Фирмы - владельцы конки становились ярыми противниками внедрения электрического трамвая. Такая ситуация, например, была в Санкт-Петербурге, Воронеже и Самаре. Поэтому пути трамвая прокладывались параллельно путям конки, чтобы обанкротить ее. Иногда городские власти просто выкупали хозяйство конных дорог с целью превращения конки в трамвай. 1 сентября 1917 года конка исчезла окончательно.