Проекты реверсной прокачки российской нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск и транспортировки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан определенно являются прорывом в российско-азербайджанских отношениях. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM выразил политолог, эксперт Института стран СНГ Михаил Александров. По его словам, соглашение о сотрудничестве, подписанное между "Роснефтью" и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) во время недавнего визита президента России Владимира Путина в Баку, а также информация о переговорах по указанным проектам - предвестники серьезного роста уровня взаимодействия России и Азербайджана в сфере энергетики.

"Долгое время говорилось, что в отношения России и Азербайджана закралась прохлада. Россия прежде вообще отказывалась использовать нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, считая его конкурентным проектом с политической подоплекой. Тот факт, что позиция России в этом отношении меняется, говорит о серьезном сдвиге в отношениях между двумя странами. Намечается серьезное сотрудничество с Азербайджаном", - выразил уверенность Александров.

Еще в преддверии визита российского президента в Азербайджан эксперт прогнозировал, что наиболее серьезными пунктами повестки станут либо энергетические проекты, либо вопрос военного присутствия России в Азербайджане. "Как видим, пункт №1 оправдался полностью, Азербайджан свои предложения сделал, они были приняты, и это меняет положение Азербайджана на политико-энергетической карте мира. Если раньше это государство рассматривалось как геополитически окрашенный конкурент российской энергетике, за спиной которого стоит British Petroleum и К°, то сегодня в их проекты вовлекается Россия. Видимо, западные энергетические гиганты решили пойти на определенные уступки в отношении России", - отметил собеседник, добавив, что если дело примет серьезный оборот, то может дойти и до военного присутствия России на территории Азербайджана, так как когда речь заходит о серьезных инвестициях, к политике, экономике и энергетике следует ожидать прибавления военной компоненты.

Михаил Александров обратил внимание на тот факт, что по результатам переговоров "Роснефти" с азербайджанской стороной было достигнуто соглашение о создании совместного предприятия, которое будет заниматься как нефтяными, так и газовыми проектами. "На фоне появившейся ранее информации о том, что "Роснефть" интересуется долями в газовых проектах Азербайджана, можно предположить, что создание совместного российско-азербайджанского СП позволит использовать мощности "Роснефти" для операций с азербайджанским газом. Фактически, речь идет о нефтегазовом комплексном сотрудничестве, которое в перспективе может дать толчок к реализации крупных региональных энергетических проектов", - предположил Александров.

На вопрос о том, о каких "крупных региональных энергетических" проектах может идти речь, эксперт института стран СНГ ответил, что речь идет о казахстанском, туркменском, а возможно и иранском газе. "Дело в том, что с азербайджанской стороны есть теневой игрок - BP, который также является акционером "Роснефти". Там, видимо, решили не "бодаться" с Россией, а пойти на компромисс, так как игра в энергетические "войнушки" - дело затратное, а еще и неизвестно, кто в итоге победит. В теории, скажем, Россия может пересмотреть свою позицию по проекту Транскаспийского газопровода, если сама станет его оператором. Россия также может поспособствовать расширению географии поставок туркменского и иранского газа. Возможен вариант, когда вместо проекта трубопровода по дну Каспия будет выбран Иран. Одним словом, факт в том, что пока Россия против, проекты Запада стоят. Вероятно, западными игроками делается попытка переосмысления своей глобальной энергетической стратегии", - подчеркнул политолог.

Что касается региональной конъюнктуры, в частности, вопроса о том, как со всем этим соотносится Армения - стратегический союзник России, Михаил Александров считает, что с этим государством все несколько неоднозначно. "С одной стороны, энергетическое сотрудничество с Азербайджаном предполагает инвестиции в эту страну, а инвестиции целесообразны в условиях стабильности. В этом плане российско-азербайджанское энергетическое сотрудничество даже на руку Армении, поскольку послужит дополнительным фактором сдерживания для элиты Азербайджана в нагорно-карабахском вопросе. С другой стороны, армянский дрейф на Запад и ее "экономический выбор" автоматически снимает с Москвы ряд экономических обязательств, взятых на себя перед Ереваном. В России всегда существовало энергетическое лобби, которое усматривало в Азербайджане возможность сотрудничества и выгоды, а в Армении - обузу и затраты. Представителям этого лобби зачастую сложно объяснить, что Армения - ключевой фактор безопасности России на южном фланге, что безопасность всегда важнее экономики и пр. Но сейчас у них появилась серьезная аргументация - сближение Армении с Евросоюзом, в том числе в плоскости политики, и такая аргументация в некоторой степени меняет настроение в верхах. Здесь уместно отметить, что авторы критических оценок из Еревана, комментирующих итоги визита президента России в Азербайджан, путают причину со следствием. Если политико-экономическое сближение Еревана с Брюсселем будет продолжено, Россия будет вправе считать себя свободной от ряда обязательств по части экономики - цены на энергоносители, объемы инвестиций, свобода передвижения армянских мигрантов... От крупных региональных энергетических проектов Ереван будет отрезан. Но военно-политическую плоскость эта тенденция вряд ли затронет, по крайней мере в обозримом будущем", - резюмировал эксперт.

Отметим, что 13 августа в Баку "Роснефть" и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) подписали соглашение о сотрудничестве, детали которого раскрыл президент последней Ровнаг Абдуллаев. В частности, стороны ведут переговоры о возможности обратных поставок российской нефти марки Urals по нефтепроводу Баку-Новороссийск с целью дальнейшей частичной переработки на нефтеперерабатывающих заводах Азербайджана, а также транспортировки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, откуда она сможет поставляться на переработку на НПЗ в Италии и Германии.