В статье "SOCAR блефует" бакинский сайт minval.az пишет, что относительно планов транспортировки российской нефти по территории Азербайджана поступает весьма противоречивая информация.

Комментируя заявления главы азербайджанской госнефтекомпании SOCAR Ровнага Абдуллаева о переговорах с "Роснефтью" по возможному реверсу сибирской нефти Urals по нефтепроводу Баку-Новороссийск в объеме 5 млн тонн в год и её дальнейшей транспортировке по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан для переработки в Италии и Германии на НПЗ с долевым участием "Роснефти", издание отмечает, что ни SOCAR, ни "Роснефть" не обращались к российскому трубопроводному монополисту "Транснефть" по поводу использования нефтепровода Баку-Новороссийск в реверсном режиме - в направлении Азербайджана.

По словам вице-президента "Транснефти" Михаила Баркова, которого цитирует ИТАР-ТАСС, по этому вопросу к ним никто не обращался и ничего не согласовывал.

Между тем, с "Транснефтью" должны согласовываться все планы использования нефтепроводов, уверены эксперты. "Странно, что вопрос возможности реверсивных поставок не обсуждался с трубопроводной компанией, которая эксплуатирует Баку - Новороссийск, - считает эксперт по ТЭК Роман Петроченков. - Реверс - это технически сложная операция, которая требует серьезного изменения работы нефтепроводной системы. Чтобы избежать каких-то сюрпризов в будущем, техническую сторону такого проекта стоит обсуждать задолго до подписания договоров на поставку".

Помимо того, реализация этих планов может ударить по интересам ЛУКойла, использующего трубу для прокачки каспийской нефти из Махачкалы в Новороссийск. В настоящее время по нефтепроводу Баку-Новороссийск ежегодно прокачивается около 1 млн тонн сырья, добываемого ЛУКойлом на каспийском месторождении им. Корчагина. Тариф на прокачку из Махачкалы до Новороссийска составляет около $12 за тонну. В случае реверса трубы до Новороссийска в интересах "Роснефти" ЛУКойл придется отправлять сырье в Баку или организовывать его доставку из Махачкалы по железной дороге, что существенно увеличит транспортные издержки. Ситуация изменится лишь после того, как ЛУКойл введет в эксплуатацию месторождение им. Филановского (запланировано на 2015 год), после чего добываемая на Каспии нефть будет перенаправлена в нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума, отмечает в этой связи rusenergy.com.

Также спорной остается возможность смешения в трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) двух марок нефти - азербайджанской Azeri Light и российской Urals, поскольку в наличии серы имеется заметная разница. У более качественной азербайджанской нефти ее содержание в пределах 0,15%, у российской 1,2%. Соответственно имеется и разница в цене - баррель азербайджанской нефти продается на Международной нефтяной бирже на $10 дороже. Разделить эти сорта после прокачки до Джейхана не представляется возможным.

"По мнению экспертов, заявления президента SOCAR о реверсной транспортировке нефти имеют некоторый политический подтекст. Азербайджанская сторона желает показать, что предварительные намерения о сотрудничестве в области нефти, которые были отмечены в ходе недавнего рабочего визита президента Владимира Путина в Азербайджан, являются реалистичными. Официальный Баку пытается продемонстрировать, что охладевшие российско-азербайджанские отношения наполняются новым содержанием", - пишет издание.