Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа на днях в Санкт-Петербурге отказал в иске ООО "Северное сияние", требовавшему от администрации Ненецкого автономного округа "возмещения упущенной выгоды" в размере 1 млрд. рублей.

Как сообщила пресс-служба администрации НАО, в марте 2001 года в Нарьян-Маре прошел конкурс на право геологического изучения и добычи углеводородного сырья на Мусюршорском месторождении. Победителем было признано ООО "Северное сияние".

Однако глава администрации НАО Владимир Бутов отказался утвердить итоги конкурса. Он выразил сомнение в чистоте его проведения, а также проинформировал СМИ об отсутствии финансовых гарантий со стороны компании, которая не имеет опыта работы в сфере нефтеразработки.

Постановление об утверждении итогов конкурса было подписано главой администрации НАО только 17 апреля 2002 года - в соответствии с решением суда.

В октябре 2002 года ООО "Северное сияние" подало исковое заявление "О возмещении вреда" в Арбитражный суд Архангельской области. Цена иска была определена в размере 1 088 156 600 рублей.

Последовавшая за этим серия судов постепенно уменьшала эту цифру. Так Арбитражный суд Архангельской области постановил 20 января 2003 года взыскать с управления финансов администрации НАО "в качестве упущенной выгоды" в пользу "Северного сияния" 531 224 700 рублей. 4 июля 2003 года апелляционная инстанция того же суда снизила размер взыскиваемой суммы еще до 20 963 510 рублей.

И, наконец, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа подвел несколько дней назад окончательную черту под делом - основания для возмещения убытков ООО "Северное сияние" отсутствуют.

Суд согласился с доводами юристов администрации НАО, которые во всех инстанциях указывали на необоснованность претензий компании и недоказанность ущерба, а также на отсутствие причинной связи между действиями органов исполнительной власти округа и якобы возникшими у компании убытками.

В ходе рассмотрения иска суд обратил внимание на тот факт, что после получения "Северным сиянием" лицензии (более года назад), оно не предприняло необходимых действий и приготовлений для осуществления добычи нефти. Имея право на пробную эксплуатацию месторождения, ООО исчисляло размер упущенной выгоды, исходя из промышленного характера добычи нефти, многократно завышая ее объемы и в десятки раз занижая расходы, которые необходимо понести, чтобы ее добыть.

Выгода, которую ООО "Северное сияние" просило взыскать, им не упущена.