Более 75 млрд руб. заплатят в бюджет Москвы семь компаний-победителей торгов на право размещения наружной рекламы в городе. Как сообщает "ФК-Новости", поскольку часть разыгранных мест не соответствует нормам действующего ГОСТа по наружной рекламе, победители торгов смогут установить не все выигранные ими 5354 щита. Остается открытым вопрос установки конструкций в границах транспортных развязок МКАД и Третьего транспортного кольца, на осевых газонах и с нависанием над проезжей частью.

Торги проходили в три этапа. Сначала состоялся розыгрыш 10 лотов, представляющих собой контракты на 10 лет на 4221 рекламную конструкцию. Речь идет о наиболее популярные щитах формата 3х6 метра, а также супербордах и суперсайтах формата 5х15 метров. В аукционе приняли участие более двадцати компаний. По каждому из лотов стартовая цена была превышена в среднем в 3-4 раза, а средняя стоимость одной конструкции самого популярного формата 3х6 метра оказалась сопоставима со стоимостью автомобиля Rolls-Royce Fantom и составила около полумиллиона долларов.

Больше всего лотов достались крупнейшему в России оператору наружной рекламы Russs Outdoor. За три лота общей численностью 1592 конструкций компания заплатила более 26 млрд рублей. Остальные лоты поделили между собой другие крупные операторы рынка наружной рекламы. Два лота из 751 конструкции выиграла компания Gallery, заплатив за них 13,5 млрд рублей. Компания "Илион", аффилированная с оператором "Никэ", заплатила за два лота из 802 конструкций более 13 млрд рублей. В 12,5 млрд рублей оценила 687 конструкций компания "Олимп", аффилированная с оператором "Вера-Олимп". Наконец, 2 лота из 160 конструкций за более чем 2 млрд рублей купила компания "ТРК", аффилированная с компанией "Авто Селл", владеющей эксклюзивными правами на рекламу в столичной подземке (ранее сообщалось о ее связи с автодилером "Гема").

На втором этапе разыгрывались места под "ситиборды" формата 1,2х1,8 метра и рекламные тумбы. 555 таких конструкций достались компании "Расверо" за 2,5 млрд руб, 562 - Russ Outdoor за 1,1 млрд руб и 551 - "Олимпу за 1,2 млрд рублей. Третий этап был посвящен афишным стендам в 3 лотах со стартовой ценой в 400 млн рублей в каждом. Все три лота, включающие 1699 стендов, выиграла аффилированная с петербургским оператором наружной рекламы "Руан" компания "ХПО" ("Художественно-производственное объединение"), оценившая их в 2,7 млрд рублей. Не решена проблема установки рекламы в границах транспортных развязок, на осевых газонах и с нависанием над проезжей частью. "В случае если место установки конструкции не будет соответствовать требованиям ГОСТа, возможно ее перемещение", - сообщил "ФК-Новости" член конкурсной комиссии, начальник контрольно-разрешительного отдела ГИБДД ГУ МВД России по Москве Сергей Гущин. По его словам, все рекламные конструкции на территории Москвы будут установлены в соответствии с законом "О рекламе" и ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений".

В середине марта стало известно, что первый заместитель генпрокурора Александр Буксман выдал департаменту СМИ и рекламы представление об устранении нарушений и демонтаже 2167 нарушающих ГОСТ рекламных конструкций фирм Russ Outdoor и "Река и солнце", большинство из которых расположено в границах транспортных развязок МКАД и Третьего транспортного кольца. Основанием стало то, что эти рекламоносители с истекшими договорами и разрешениями на установку не соответствовали требованиям ГОСТа, содержащего прямой запрет на размещение рекламы в границах транспортных развязок как угрожающей жизни и здоровью граждан.

ГОСТ Р 52044 был признан обязательным к применению сначала в мае 2007 года письмом начальника департамента по обеспечению безопасности дорожного движения ГИБДД России Виктора Кирьянова. После того, как вскрылись факты несоблюдения требований этого документа отдельными чиновниками на региональном уровне, Верховный суд в своем определении от 14 января 2009 года N5-Г08-105 указал, что применение ГОСТа носит обязательный характер. "Нас этот ГОСТ не тревожит", - заявил "ФК-Новости" председатель департамента СМИ рекламы правительства Москвы Владимир Черников. По его словам, после "комментария Верховного суда вышел приказ, говорящий о том, что ГОСТ - он необязательного требования". "Мы теперь имеем возможность регулировать положения ГОСТа как орган власти", - утверждает чиновник.

В ГИБДД с такой постановкой вопроса не согласны. Ведомство неоднократно обращалось в департамент СМИ и рекламы с требованием привести схему размещения рекламных конструкций в соответствие с нормами ГОСТа. В письме от 4 июня заместитель начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве Евгений Ефремов сообщил Владимиру Черникову, что согласовывает схему размещения рекламных конструкций при условии "неукоснительного соблюдения" требований ГОСТа. А 12 июля, после того, как были объявлены торги и опубликована конкурсная документация, первый заместитель главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Владимир Швецов потребовал от департамента СМИ и рекламы "принять меры по недопущению нарушений" обязательных требований ГОСТа.