Кризис 1998 года был неизбежен, считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. "Я думал, мы вляпаемся раньше, но нам повезло - разразился кризис в Азии", - заявил он на круглом столе 16 августа, передает корреспондент ИА REGNUM.

Эксперт уверен, что Россия была второй на очереди после стран Юго-Восточной Азии, но не обращала внимания на поступающие оттуда сигналы, так как была занята своими проблемами. Попытки западных экспертов предупредить о надвигающейся опасности оказались малоэффективными, поскольку в российских экономических кругах - в силу новизны явления - не было достаточного понимания того, как работают рыночные механизмы.

Ясин считает, что не стоит искать виноватого в техническом дефолте 1998 года, причин было множество - и тяжелое наследие СССР, от которого Россия приняла долги, в 4,5 раза превышающие суммарный капитал ее банков, и недостаточное развитие рыночной экономики, несогласованность и несвоевременность действий различных игроков, неразвитость банковской системы и многое другое.

Тем не менее, этот кризис нельзя назвать системным, считает министр экономики России, заместитель председателя правительства России в 1997-1998 гг. Яков Уринсон. По его мнению, правительство - в том числе последнее предкризисное под руководством Сергея Кириенко - предлагало немало мер по оздоровлению ситуации, но ни одна из них не была реализована в полном объеме. "В большинстве случаев непопулярные (а других в той обстановке быть не могло) предложения правительства наталкивались на отчаянное сопротивление парламента, большинство в котором составляли коммунисты и аграрии. Если бы хоть часть мер приняли, - считает Уринсон, - дефолта удалось бы избежать". О том, что кризис не носил системного характера, по его словам свидетельствует и то, что восстановление экономики началось через считанные месяцы, а следующий за кризисным 1999 год отметится ростом ВВП, который продолжился в последующие годы.

Проректор по инновационному развитию Финансового университета при правительстве РФ Сергей Сильвестров также уверен, что кризиса можно было избежать, задействовав другие механизмы наполнения бюджета - девальвацию рубля или облигации федерального займа. Использованная для этих целей система ГКО (государственных краткосрочных облигаций), по сути, являлась финансовой пирамидой, которая рано или поздно должна была рухнуть в силу своей природы. Однако эксперт не склонен усматривать в действиях правительства, принявших именно это решение, признаков злонамеренности, поскольку на тот момент это был самый быстрый способ привлечения капитала.

Вероятность повторения дефолта в ближайшие годы эксперты единодушно признали крайне малой, однако указали на ряд проблем в экономической сфере, которые государство обязано решить в первую очередь: недостаток частного капитала во внутренних инвестициях, слабые гарантии прав собственности, "закредитованность" населения и другие.

Напомним, круглый стол с участием научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, бывшего вице-премьера правительства РФ Якова Уринсона и проректора по инновационному развитию Финансового университета при правительстве РФ Сергея Сильвестрова состоялась в Москве 16 августа, она была посвящена 15-летию технического дефолта, который произошел в России 17 августа 1998 года.