Лучшая и самая безопасная в Европе санно-бобслейная трасса принята в эксплуатацию на олимпийской стройке в Сочи. Трасса "Санки" соответствует самым строгим параметрам безопасности. Объект - один из уникальных в мире. О сложностях, возникавших при строительстве, а также о том, почему стоимость трассы почти в три раза отличается от изначально заявленной Олимпстроем, рассказал ИА REGNUM заместитель генерального директора омского НПО "Мостовик", руководитель департамента строительства олимпийских спортивных объектов Евгениий Филимонов.

ИА REGNUM: Евгений Алексеевич, "Санки" высоко оценены зарубежными специалистами, но в России рост стоимости объекта вызывает множество вопросов - в чем причины удорожания?

Сначала отмечу, что реальная стоимость санно-бобслейной трассы с учетом района строительства не превышает стоимость строительства подобных объектов в мире. Непонятно, на каких основаниях получилась первая оценка, которая по сравнению с мировой была занижена в два-три раза. Не думаю, что это был чей-то злой умысел. Скорее всего, это связано с простой некомпетентностью - ведь трудности возникли с самого начала. Санно-бобслейную трассу даже в Минэкономразвития называли "расстрельным" объектом. За него практически никто не хотел браться - опыта строительства подобных сооружений и в таких условиях не было не только в России, но и за рубежом. Даже непрофессионалам было видно, что подрядчика ждет множество проблем, требующих нестандартных решений и значительных затрат. Главной трудностью стала высокая оползневая опасность выбранного для строительства склона и вообще очень сложный рельеф местности. Эта масштабная проблема породила множество других. Объект оснащен оборудованием с аммиаком и малейший сдвиг, буквально на миллиметры, грозит самыми непредсказуемыми последствиями. Строить нужно было с ювелирной точностью и с огромным запасом прочности. И это в условиях полного отсутствия инфраструктуры, порождающего множество дополнительных проблем, включая логистические. Схемы поставки материалов пришлось серьезно менять, а две трети в цене инертных материалов занимает транспортная составляющая. Еще более острой проблемой стали недочеты и грубые ошибки, допущенные в ходе инженерно-геологических изысканий. Для корректировки проектной документации нам приходилось выполнять горные выработки глубиной до 80 м, в то время как изыскатели ограничивались отметкой 25 м.

ИА REGNUM:и А кто принимал и утверждал итоги работы изыскателей? Как повлияли выявленные ошибки на ход строительства?

Заказчиком строительства является государственная корпорация "Олимпстрой", руководство которой и формулировало техзадание на основе геологических изысканий. Но как только ошибки изыскателей и авторов проекта буквально полезли из земли, техническое задание пришлось менять на ходу, внося серьезные коррективы в проект. Только с момента начала строительства в 2010 году по ноябрь 2011 года насчитывается девять дополнительных соглашений между нашей компанией и заказчиком. Так что для тех, кто в курсе этих событий, рост первоначальной сметы строительства в три с половиной раза не только неудивителен, но абсолютно логичен. Вы же понимаете, что каждое допсоглашение - это не просто бумажная работа и корректировка документов. Нам приходилось постоянно переделывать и перестраивать, обосновывая трату каждого рубля перед заказчиком. Руководство "Олимпстроя" даже прислало нам письмо, принимая обоснованность дополнительных затрат.

ИА REGNUM: Были ли какие-то еще дополнительные затраты, помимо тех, что связаны с изменениями в проекте? Насколько известно, уголовное дело возбуждено по факту злоупотреблений допущенных при закупке и монтаже оборудования?

Обеспечение безопасности объекта - вот еще один фактор, существенно повлиявший на увеличение сметы. Судите сами: сложнейшая структура почв, высокая вероятность оползней плюс мощное оборудование, в котором используется опаснейшее вещество - аммиак. И все это на объекте, вмещающем девять тысяч зрителей и находящемся в окрестностях курортного города. Да плюс к этому угрозы экстремистов, грозящих Олимпиаде терактами. Чувствуете, какой "коктейль"?

В итоге нам пришлось заниматься дополнительным проектированием и монтажом систем безопасности, многие из которых на сегодняшний день не имеют аналогов в мире. Периметр трассы охраняется при помощи 112 поворотных видеокамер и 82 тепловизоров, обеспечивающих наблюдение в любое время суток, при любых погодных условиях. Получаемые с камер и тепловизоров сигналы обрабатывает интеллектуальная система видеонаблюдения, способная не только засекать нарушителя, но и сопровождать его перемещения по объекту. Аналогичная система действует и во внутренних помещениях зданий спортивного комплекса.

Что же касается уголовного дела, то оно действительно связано с закупкой аммиачных испарителей у Ступинского завода железобетонных изделий. По версии следствия 88 млн рублей, выделенных на это, были похищены. Но дело в том, что эти самые испарители давно смонтированы и исправно работают. В сделке было задействовано восемь организаций, а шум сегодня, словно намеренно, поднимается исключительно вокруг "Мостовика" и Ступинского завода ЖБИ. Остается надеяться лишь на то, что если следствие не само, то уж с помощью прокуроров, займется своим делом и перестанет тормозить нашу работу.

ИА REGNUM: Вы считаете, что следствие оказывает давление на компанию "Мостовик"?

Не знаю и не могу знать, какие именно мотивы двигают силовиками. Все знают, что в нашей стране вполне возможна лишняя инициатива на местах, когда некоторые сотрудники ради личной выгоды "прессуют" частный бизнес. Тем более, если это можно делать, прикрываясь словами самого президента. А их высокое руководство знать не знает о реальной ситуации. Так это или нет, но ни обыски, проводимые с шумом и треском, ни нападения на наших работников не способствуют нормальному ходу строительства.

ИА REGNUM: О каких нападениях идет речь? В прессе ничего подобного не было...

Мы не хотели озвучивать эти маленькие трудности прессе. Хотя наше строительство тоже не обошлось без негативных ситуаций. Я говорю о дикой истории, произошедшей 26 марта. Поздно вечером в гостиницу на улице Попова, в которой живут наши рабочие, ворвалась группа людей в форме и жестоко избила двадцать пять рабочих. Никаких обвинений, предупреждений, санкций - просто избили и все. По заявлениям пострадавших к ситуации подключилось и следствие, которое удивительным образом "не увидело" в произошедшем оснований для возбуждения уголовного дела. После этого, как и следовало ожидать, рабочие начали массово увольняться. График работ был сорван. Согласитесь, больше всего это похоже именно на саботаж. Не исключаю, конечно, "кошмарили" компанию с целью продвинуть бесперспективное, с моей точки зрения, уголовное дело. Предполагаю, что вместо консолидации всех задействованных на олимпийских стройках сил сегодня многим хотелось бы найти "крайнего", а "Мостовик" на эту роль видимо подходит.

ИА REGNUM: И чем же хорош "Мостовик" для такой роли?

Мы занимаемся строительством сложных уникальных, индивидуальных объектов, которых в нашей стране никогда не строили. Так уж сложилось исторически. Понимаете, претендовать на "лакомые кусочки" в виде несложных технически, но выгодных с финансовой точки зрения объектов, мы не можем. Так что беремся за проекты, которые иначе как "уникальными" назвать нельзя, без всяких преувеличений и натяжек. Риск допустить ошибку велик, интеллектуальные, организационные, технические и технологические вложения огромны. Согласитесь, не самые тепличные условия для подрядчика. Неудивительно, что на многих объектах мы несем убытки, которые приходится покрывать за счет собственных средств, как это было при строительстве моста на остров Русский, которое мы закончили "в минусе". Сами понимаете, при таком положении, когда каждая стройка является экспериментом, легко обвинить компанию в "ошибках". Кто пашет, на том и едут, как говорится.

ИА REGNUM: Тогда в чем же смысл такого бизнеса?

Как и у всякого другого - в получении прибыли. Но кроме этого есть профессиональный интерес, азарт что ли. Объекты, которые мы строим, это всегда новые технологии, всегда прорыв в будущее. Я горжусь тем, что работаю в "Мостовике" и причастен к проектированию и строительству уникальных, не имеющих аналогов в мире, объектов. Так, Успенский собор Омска, взорванный в 1935 году мы восстанавливали буквально из пепла, совмещая технологии прошлого с новациями сегодняшнего дня. Или Большая ледовая арена в Сочи, вмещающая 12 тысяч зрителей. Сейчас она является лучшей ареной не только в России, но и в Европе. Несмотря на всю свою массивность и грандиозность, этот объект выглядит воздушным, прозрачным, главным архитектурным элементом которого является... солнечный свет. Да и та же санно-бобслейная трасса уже признана лучшей в мире. А ведь в свое время за ее строительство не рисковали браться компании с мировым именем.

Понимаете, помимо капитала финансового, есть репутация в профессиональном мире и, повторю еще раз, искренне горжусь тем, что моя судьба связана с "Мостовиком". За четверть века компания стала известна в России и в мире. Известна именно тем, что строит объекты будущего, объекты, которые вызывают гордость за нашу страну.

ИА REGNUM: Вы говорили, что в наших реалиях существование эффективного бизнеса без определенной поддержки невозможно. Ваш бизнес все равно остается эффективным. Кто и где помогает "Мостовику"?

Если вы спрашивает про конкретных людей во власти, хотелось бы оставить этот вопрос без комментариев. С другой стороны, основная помощь и поддержка исходит из самого коллектива "Мостовика". Сейчас его костяк составляют инженеры и специалисты, проработавшие на наших предприятиях и объектах по 10-20 лет. Большинство вышло из стен одного вуза и это сплачивает еще больше. Коллектив за годы существования компании сплотился настолько, что сегодня он немыслим и без наших семей, наших родных и близких. Их поддержка и понимание с одно стороны, накопленный профессиональный опыт с другой и постоянный приток молодых, талантливых и амбициозных кадров, стремящихся добиться чего-то нового - вот "три кита", на которых стоит "Мостовик". Внешние обстоятельства меняются, а эта уникальная для сегодняшнего дня традиция остается. И все это благодаря человеку, придумавшему и создавшему "Мостовик", нашему генеральному директору Олегу Владимировичу Шишову. Для нас он гораздо больше, чем просто руководитель - талант и энергия этого человека на протяжении многих лет остается главным движущим фактором в развитии компании.

ИА REGNUM: Кстати, а как вы сами попали в "Мостовик"?

Совсем просто. Достаточно было родиться в Омске и в 1988 году поступить на факультет "Мосты и транспортные тоннели" Сибирского автомобильно-дорожного института. Ну а поскольку история "Мостовика" берет начало в этом же вузе, то неудивительно, что с 1991 года работал в стройотрядах на его объектах, а в 1994 году, с дипломом инженера-строителя я начал работу именно в этой компании. Был, правда, небольшой перерыв - с 1995 по 1997 год, когда служил в армии, но мне повезло, так как и там занимался строительством дорог и специальных сооружений.

В этом смысле моя биография не уникальна - десятки и сотни сотрудников компании прошли такой же путь. Но именно благодаря "Мостовику" многие из них стали специалистами мирового уровня. У нас своя система профессиональной подготовки и талантливых ребят начинаем "вести" еще со школьной скамьи, из подшефных школ и профессиональных лицеев. Готовим как рабочие, так и инженерные кадры. Даем возможность стажироваться в ведущих компаниях мира, набираться опыта, расширять свой кругозор и повышать профессиональный уровень. Согласитесь, это тоже капитал, пожалуй, самый ценный и уникальный. ИА REGNUM: Ваше кредо?

Кредо - простое. Считаю, что нужно жить, опираясь на здравый смысл, а не следовать догмам и пережиткам прошлого.