Визит президента России Владимира Путина в Азербайджан показал, что отношения Москва-Баку не так уж заморожены, как утверждали некоторые наблюдатели. Такую точку зрения в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выразил первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук, добавив, что сам факт визита - серьезное политическое событие, которое говорит само за себя.

"Несмотря на то обстоятельство, что рабочий визит российского лидера в общем-то ни от кого не скрывался, он имел под собой серьезную информационную подоплеку. Экспертам, аналитикам и наблюдателям до конца не было понятно, состоится ли он вообще, тем более в преддверии предстоящих выборов президента Азербайджана. Также были неясности, связанные с повесткой. Однако есть все основания предполагать, что после совершенного визита часто звучавшие критические высказывания поутихнут, и наблюдатели перейдут к анализу результатов", - заметил Трофимчук.

По словам эксперта, рабочий визит Путина в Азербайджан просто должен был состояться. "Нужно было понять, на какой стадии находятся двусторонние отношения Москва-Баку, определиться с их ролью в региональной конъюнктуре и ее возможных изменениях. Сегодня уже ясно, что российско-азербайджанские настроения не находятся в той прохладной стадии, которая мерещилась многим наблюдателям до августа текущего года. Это достижение, и если бы визита не было, началось бы нагромождение домыслов и слухов, что позволило бы в целом дестабилизировать ситуацию", - выразил уверенность политолог.

На просьбу прокомментировать муссируемое в армянских СМИ предположение о том, что визит Путина в Азербайджан является своеобразным наказанием Армении за нежелание "притормозить на пути в Европу", Григорий Трофимчук ответил. "Я не согласен с таким утверждением ни в целом, ни в общем, ни конкретно. Россия всегда находилась в этой сложнейшей вилке, когда ей приходилось лавировать между Арменией и Азербайджаном. В прошлом мы неоднократно становились свидетелями, как российское руководство пыталось балансировать между двумя странами даже по части формалистики, зачастую абсолютно искусственно: если совершался визит в Армению, то вскоре обязательно такой же визит совершался в Азербайджан, и наоборот. Лично я считаю такую практику не то что бесполезной, но и контрпродуктивной, ухудшающей отношение к России и дестабилизирующей ситуацию в Закавказье. Есть повестка, есть вопросы, которые нужно обсудить - визиты целесообразны, можно и нужно встречаться, обсуждать. Мне кажется, наблюдателям в Ереване стоило бы проявить именно такой подход, а не углубляться в различные домыслы", - заметил Трофимчук, предположив, что в обозримом будущем стоит ожидать активизации армяно-российских межгосударственных контактов на высоком уровне.

Что касается растиражированной азербайджанскими источниками информации о том, что президент Азербайджана Ильхам Алиев чуть ли не вымаливал визит Путина с целью продемонстрировать российскую поддержку, которой он пользуется, Трофимчук назвал ее домыслом. "Основания для таких предположений, возможно, есть, и они обусловлены недостатком открытой информации. Однако, с другой стороны, это не совсем реально. Алиев не нуждается в острой внешней поддержке, поскольку сильных конкурентов, потенциально способных претендовать на кресло президента Азербайджана, у него нет. На мужском Кавказе с его серьезной ментальностью чешский вариант Вацлава Гавела не пройдет. Одним словом, октябрьские выборы для Алиева, по всей вероятности, и без того пройдут без лишних эксцессов", - резюмировал первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития.

Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский в беседе с ИА REGNUM, в свою очередь, назвал визит Владимира Путина в Азербайджан "поучительным". "На мой взгляд, президентский визит в Баку был очень поучительным, в первую очередь для Армении и Украины. Он продемонстрировал, что Россия будет использовать все возможности, чтобы обеспечить свои интересы - политические и экономические. В этой связи примечательно событие, хоть и напрямую не связанное с самим визитом, но произошедшее параллельно: запрет на ввоз товаров из Украины", - заметил эксперт.

По мнению Станевского, визит Путина в Азербайджан ни в коем случае не следует считать попыткой наказать Армению. "Азербайджан - страна партнер, и визит главы государства не является чем-то из ряда вон выходящим. Для России важны хорошие отношения как с Азербайджаном, так и с Арменией, причем в случае с последней они находятся на более высоком уровне, союзническом. Но это может измениться в связи с устремлениями части армянской элиты (существенной, надо сказать) в западный мир. Москве также важны условия, на которых отношения с партнерами и союзниками будут развиваться дальше, например, в условиях ассоциации Армении с ЕС, какую политику будет проводить Ереван. В том же направлении, к слову, двигается Киев. Для России очень существенно, как будут себя вести партнеры, нацелившиеся на сближение с ЕС. О том, что может произойти в армяно-российских отношениях, Ереван может судить по развитию ситуации с Украиной. Армении нечего надеяться, что с переходом на западную орбиту возможно сохранение всех тех преференций, которые обеспечиваются союзническими, дружескими отношениями с орбитой", - заметил Станевский.

Свои выводы сотрудник Института стран СНГ обосновал, среди прочего, наличием серьезных противоречий между Россией и Западным миром в целом. "Слишком много интересов не сходится, слишком разные подходы по множеству ключевых вопросов. Кроме политического и экономического компонента здесь есть также и морально-идеологический нюанс. Например, вопрос ЛГБТ. Например, постоянные войны, которые ведет Запад по всей планете - территория бывшей Югославии, Ирак, Афганистан, Ливия, Мали и так далее", - напомнил он.

При этом Феликс Станевский отметил, что возможная реакция России на действия "устремленной" на Запад армянской элиты ни в коем случае нельзя считать шантажом. "У Армении есть право выбирать, и никто не может ее в этом ограничить. Но у России есть право реагировать на изменения во внешней среде. Более того, Россия обязана защищать свои интересы в условиях новых реалий", - резюмировал он.