Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас 20-22 октября посетит с рабочим визитом Россию, где обсудит актуальные для обеих стран вопросы. Перед поездкой в Москву Альгирдас Бразаускас дал интервью специально для ИА REGNUM

Господин Премьер, через несколько дней Вы отправляетесь в Москву, где состоится встреча с Председателем Правительства России Михаилом Касьяновым. Какие вопросы Вы собираетесь обсудить?

Я думаю, что этот визит необходим для обеих сторон, так как я в Москве последний раз был два года назад. За это время актуальных вопросов накопилось, в самом деле, немало. Их надо решать по обоюдному согласию. Могу порадоваться, что проблема транзита в Калининград была решена своевременно, без особых эксцессов и неприятностей. Думаю, что все граждане России, желающие путешествовать из Калининграда и обратно, могут это сделать без особого труда. Нашим решением остался доволен и Европейский Союз, требование которого мы выполняли. Но еще не все вопросы, связанные с Калининградской областью, разрешены. Россия заинтересована в том, чтобы жителям Калининградской области были обеспечены нормальные бытовые и рабочие условия. В этом аспекте многое зависит от Литвы - в первую очередь, это обеспечение области электричеством и газом. Мы заинтересованы в том, чтобы путь газопровода, который собирается проводить концерн "Газпром", пролег через территорию Литвы. Мы являемся транзитным государством и хотим, чтобы российские грузы, направляющиеся в Калининград, заворачивали и в Клайпедский порт. В этом аспекте для нас особенно важен проект 2К, предусматривающий сотрудничество портов Клайпеды и Калининграда. Калининградская область, эксплуатация месторождения D-6, проект 2К будут самыми важными темами разговора с Михаилом Касьяновым.

Как Вы оцениваете экономические и политические отношения Литвы и России? Изменятся ли они, когда в мае 2004 года Литва станет полноправным членом Европейского Союза?

Несмотря на то, что, Литва становится членом ЕС и НАТО, отношения с Россией нисколько не ухудшаются, наоборот - доверие друг к другу возрастает. Это доказывается и тем, что в Литву приходит российский капитал. Я мог бы, например, упомянуть предприятие Mažeikių nafta под управлением ЮКОСа, хорошими можно назвать и достижения компании ЛУКОЙЛ в нашей стране. Вскоре российский газовый концерн "Газпром" станет акционером Lietuvos dujos. Думаю, что хорошие политические отношения обеспечивают возможность развивать экономические связи. Литва покупает у России газ, атомное топливо, нефть. Все это должно быть урегулировано долгосрочными договорами. Но приходится сожалеть о том, что торговые отношения становятся хуже. За первое полугодие 2003 года экспорт в Россию составил всего 11,3% от всего экспорта страны. Мы можем поставлять в Москву, которая находится всего в 850 км, свежие молочные продукты, мясные изделия, но экспорт из Литвы тормозят большие пошлины, которые предусмотрены и для других стран. Когда мы вступим в ЕС, мы сможем осуществлять экспорт согласно европейской системе пошлин. Одни пошлины возрастут, другие, наоборот, уменьшатся, поэтому будет меняться структура торговли. Но в политическом плане отношения России и Литвы меняться не будут. Литва, по требованию Шенгена, обязана будет обеспечить безопасность 920 км границы с Белоруссией, которая станет внешней границей ЕС. Не думаю, что эта граница станет железным занавесом. Это было бы невыгодно ни для России, ни для ЕС.

Каковы возможности для предпринимателей Литвы работать и инвестировать средства в Калининградской области? Есть ли какие-нибудь проблемы, которые следовало бы решать немедленно?

В Калининградской области уже создано 500 совместных российско-литовских предприятий, за полгода предпринимательский оборот вырос почти вдвое и достигает полутора миллиардов литов. Мне не раз приходилось общаться с нашими предпринимателями, работающими в Калининградской области. Они довольны работой, но жалуются на нестабильность принятых здесь и действующих правовых актов. Иногда делаются попытки "прижать" зарубежных инвесторов, запугать их огромными исками, но, как я уже упоминал, основная проблема - путаница в законах. В области бизнеса такого допускать нельзя - ведь бизнесмен планирует, предусматривает перспективы на несколько лет вперед, поэтому внезапное изменение налогов, пошлин, порядка вывоза товаров из страны и т. д. может весьма негативно отразиться на бизнесе.

Политики Литвы неоднозначно оценивают стремление "Газпрома" приобрести 34% акций АО Lietuvos dujos. Оппозиция в Сейме утверждает, что акции Литва продает слишком дешево, что газ для потребителей Литвы подорожает. Что Вы думаете о будущей сделке с концерном "Газпром"?

Наша основная цель - обеспечить многолетнюю поставку газа и стабильную цену, которая была бы урегулирована долгосрочными договорами. Единственный поставщик газа для Литвы - "Газпром", поэтому побуждения некоторых политиков и хозяйствующих субъектов "прижать" "Газпром", требуя более низких цен на газ, выглядят несерьезно. То, что потребность на газ возрастет, - очевидно. Постепенно закроем Игналинскую атомную электростанцию - потребность в газе возрастет вдвое. Нам необходимы гарантированные поставки газа для того, чтобы мы могли спокойно жить и развивать экономику. К этому мы и стремимся, продавая акции концерну "Газпром". Силовыми методами регулировать цены тоже нельзя. Ведь существует рынок, межгосударственные связи, поэтому нужно искать приемлемые для обеих стран решения, а не диктовать условия "Газпрому". В Литве этого кое-кто хотел бы, но, думаю, это очень близорукая политика. Во время переговоров со стороны "Газпрома" не наблюдалось никакого эгоизма, двойной игры или еще чего-то, их участием мы остались довольны. Думаю, к концу года сделка будет завершена.

Жители Литвы весьма негативно отреагировали на планы ЛУКОЙЛа качать нефть на объекте D-6 неподалеку от границы Литвы. Что Вы об этом думаете, и могут ли литовцы быть уверены, что им не придется купаться в море, загрязненном нефтью?

Это очень больной вопрос не только для Литвы, но и для всей Куршской Нерии и Балтийского моря. Не удивительно, что наши люди переживают - они не знают, какова ситуация в действительности. Я трижды разговаривал с президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алегперовым. Он согласился с тем, чтобы эксперты Литвы ознакомились с проектом и всей необходимой документацией. На этой неделе созданная мною делегация экспертов в составе 7 человек отправилась в Калининград. Ждем результатов.

Разумеется, думать, что этот проект будет остановлен, - утопия, Этого требовать мы не можем - ведь речь здесь идет о сотнях миллионов долларов, которые ЛУКОЙЛ получит, качая нефть на объекте. Моя основная цель - чтобы этот вопрос решался по-деловому, с опорой на решения экспертиз. Мы хотим видеть, что и как делается. Здесь нечего, да и не от кого скрывать. Не знаю, почему так поступали раньше. Но одно дело - проект, совсем другое - обеспечить безопасность эксплуатации месторождения.

Застраховалась ли Литва - будет ли в случае аварии возмещен ущерб Литве?

Этот вопрос рассматривает международный арбитраж. Об этом я уже разговаривал с руководителями ЛУКОЙЛа. Они не имели даже представления о том, что в случае аварии Литва может предъявить миллиардные иски. Те компании, которые это уже "вкусили", знают, что это такое. Поэтому я думаю, что должен быть подписан договор между Россией и Литвой, который будет регламентировать разведку нефти, ее добычу и эксплуатацию месторождений в Балтийском море, так как обычно такие вопросы регламентируются международными соглашениями. Этот вопрос я обязательно затрону во время встречи с Михаилом Касьяновым.

Каково Ваше мнение о проекте 2К, который в Литве оценивают противоречиво. Говорят, что проект выгоден только для российской стороны и что над этим проектом работают представители спецслужб России и Белоруссии. Будет ли подписан договор с Россией об осуществления этого проекта?

Детали этого проекта, который предусматривает сотрудничество портов Калининграда и Клайпеды, обсуждаются уже три года. Думаю, что проект выгоден и для Литвы, и для России. При его осуществлении будут упрощены таможенные процедуры, унифицированы железнодорожные тарифы, калининградский и клайпедский порты будут обмениваться грузами. Но в деталях проект еще не завершен, есть мелкие недоработки. Вот и сейчас на моем столе лежит решение экспертов о том, что российская сторона изменила некоторые соглашения, которые были достигнуты ранее. Поскольку я эти решения получил только что, особенно комментировать их не могу. Но думаю, что нам удастся достичь соглашений, выгодных для обеих сторон.