Сергей Шакарянц: Турецкий нарушитель госграницы и европейские перспективы Армении

Москва, 12 августа 2013, 17:46 — REGNUM  

"Рядовой приграничный инцидент на границе Армении и Турции, когда 31 июля 2013 года некий турецкий пастух незаконно пересёк госграницу Армении и был в итоге нейтрализован пограничниками России, вновь стал ярким показателем того, насколько сильно разделились в обществе Армении мнения о том, по какому пути следует дальше развиваться Армении - в едином сообществе с Россией или в союзе с Европой. Причиной этой внутриобщественной поляризации в Армении стал инициированный Брюсселем процесс евроинтеграции Республики Армения" - заявил корреспонденту ИА REGNUM в Ереване армянский политический эксперт Сергей Шакарянц.

По мнению Шакарянца, после произошедшего на армяно-турецкой границе инцидента, часть властных кругов Армении, лоббирующая интеграцию Республики с Евросоюзом, не преминула воспользоваться достаточно сдержанной реакцией официального Еревана на нарушение государственной границы и развязала в Армении настоящую антироссийскую кампанию. "А именно, в Ереване подключили ведущих армянских политологов (Сергей Минасян, Карен Бекарян, Александр Искандарян, Ара Папян и др.), организовали их пресс-конференции с освещением в национальных и российских СМИ, и публикации в социальных сетях типа Facebook, Twitter и др. В результате разыгранной проевропейскими лоббистами "пьесы" преступник, незаконно пересёкший границу Армении и первый обстрелявший пограничный наряд, был представлен "несчастным пастухом", а российские пограничники, пресекшие проникновение врага на территорию Армении - злобными монстрами, действия которых принесут муки ада армянскому народу...", - отметил Шакарянц.

Например, по его словам, руководитель центра "Модус Вивенди", политолог и бывший посол в Канаде Ара Папян, заявил журналистам, что данный пограничный инцидент, наряду с "пренебрежительным отношением к армянам в России", является "элементом российского давления на Ереван, цель которого - усилить напряжённость в армяно-турецких отношениях в свете предстоящего в ноябре в Вильнюсе парафирования соглашения об ассоциации между Арменией и ЕС". "Может политолог Папян стремится, тем самым, довести до армянской общественности, что сейчас эти армяно-турецкие отношения находятся на подъёме и лишены напряжённости, а Турция, в том числе с помощью турецкого пастуха-нарушителя, рвётся помогать Армении на пути её евроинтеграции?", - задался вопросом эксперт.

"Очевидно, что суть подобных выступлений армянских политологов и экспертов сводится к тезисам, ранее озвученным проамериканским и проевропейским лобби в руководстве Армении - "Россия должна уйти", "Россия сама отталкивает Армению" и т.д. Наращивая антироссийские и антиевразийские настроения, это лобби подталкивает армянский народ поддержать выбор армянских властей в пользу европейской интеграции и подписания осенью 2013 года в Вильнюсе договора об ассоциации с Евросоюзом. Ясно, что эти шаги инициируются в Вашингтоне и Брюсселе в ущерб военно-политическому и экономическому альянсу Армении с Россией. Однако сама система и механизм реализации политической и экономической ассоциации с Европейским союзом для каждой республики Южного Кавказа разные и абсолютно не прозрачны - с 2010 года договора об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС тщательно скрываются как руководством Армении, так и чиновниками Евросоюза", - уверен Сергей Шакарянц.

"В соответствии с нормативными актами Европейского союза после подписания соглашения об ассоциации политический и экономический курс Еревана должен быть совмещен с видением Евросоюза происходящих в странах Южного Кавказа процессов. В связи с этим вполне очевидны мотивы, по которым европейские и армянские власти не сообщают общественности суть и содержание договоров об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом. Мотивы эти, исходя из целей и задач ассоциации с ЕС, заключаются в следующем:

- подписание договоров об ассоциации с Евросоюзом и создании всеобъемлющей и глубокой зоны свободной торговли с ЕС идет в разрез с интересами Москвы на Южном Кавказе, так как эти соглашения существенно ослабляют политическое и экономическое влияние России в этом регионе;

- евроинтеграция республик Южного Кавказа является проектом по политическому и экономическому выдавливанию России из этого региона;

- руководство Армении намерено с помощью ассоциированного членства получить преференции от ЕС, одновременно "выторговав" у российских властей особый режим членства в Таможенном союзе и оставив Москве наиболее затратную и неблагодарную миссию обеспечения военной безопасности Армении и баланса сил в южнокавказском регионе;

- Ереван и Брюссель опасаются, что обнародование текста договоров об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС побудит пророссийски ориентированную часть армянского общества при поддержке Москвы оказать давление на руководство Армении с целью блокирования договора об ассоциации с Евросоюзом.

При реализации этих задач США и Европейский союз действуют согласованно. Те же США пытаются усилить своё влияние в нагорно-карабахском урегулировании - в одно и тоже время, 30 мая 2013 года один американский штат - Луизиана, признаёт независимость Нагорного Карабаха, другой - Аризона, 31 мая 2013 года признаёт принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану.

Одновременно Евросоюз заигрывает и с Арменией, и с Азербайджаном, с помощью так называемой евроинтеграции путём ассоциирования этих республик с ЕС. Однако, как и США, ЕС не предлагает пути решения и не решает ни карабахскую проблему, ни вопрос заблокированных в регионе границ. Так, европейский эксперт, член Ассоциации европейского центра контактов между Востоком и Западом Эрика Лернер четко указала, что: "ЕС, как все страны, в том числе и Армения, не признаёт Карабах отдельным государством... экономически, политически и иным любым возможным способом ЕС будет отделять Карабах от Армении", - напомнил эксперт.

"Мы далеки от того, чтобы демонизировать Евросоюз, безусловно, что-то в интеграции с ЕС для Армении может выглядеть и перспективным. Допустим, взамен подписания соглашения об ассоциации с ЕС Армения может получить от Европейского союза финансовую помощь (кредиты и гранты) и инвестиции в размере от 1 до 2 миллиардов евро. Однако эта европейская помощь является, по сути, компенсацией Армении со стороны ЕС за выпадающие доходы. Ведь после создания зоны свободной торговли с ЕС Армения будет вынуждена открыть свой рынок для европейских товаров, которые в соответствии с этим соглашением будут освобождены от ввозных пошлин и иного налогообложения в Армении. В итоге, в течение нескольких лет после подписания ассоциативного договора около половины армянских товаропроизводителей и сельхозпроизводителей могут прекратить свою деятельность и обанкротиться под натиском более дешёвых товаров из стран Евросоюза и Турции (Турция входит в единую с ЕС свободную экономическую зону). Остальная часть армянских предприятий, особенно в области сельхозпроизводства, скорее всего объединится в управляемые властями картели по сферам производства, что будет стоит им 2-3 кратного сокращения прибыли.

В Европе армянские товары и продукты питания никому не нужны, рынки европейских стран уже и так насыщены и даже перенасыщены, и отдавать часть своих доходов армянским предприятиям, тем более в условиях экономического кризиса и сокращения рабочих мест, в странах ЕС вряд ли кто захочет. Сейчас между Арменией и Евросоюзом в рамках европейской программы политики соседства и так уже действует льготный торгово-экономический режим, в соответствии с которым армянские товары при поставке в Европу не облагаются пошлинами. Однако от этого объём торговли с ЕС кардинально не увеличивается, и экономическая ситуация в Армении не улучшается, скорее, наоборот. После подписания соглашения об ассоциации с ЕС и создания Арменией зоны свободной торговли с Евросоюзом, указанный льготный торговый режим прекращается, и он заменятся другим режимом, но уже не таким выгодным для Еревана. Тогда в каких же целях или в чьих интересах подписывать эти соглашения?

Частично об этом заявил 11 июля 2013 года и президент Серж Саргсян в ходе саммита в Молдавии глав государств-участников "Восточного партнёрства". Он указал Брюсселю на один из наиболее существенных недостатков ассоциированного членства Армении - соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Арменией и Евросоюзом не может полноценно действовать, а единое таможенное пространство Евросоюза эффективно функционировать, если после его заключения граница между Арменией и Турцией останется закрытой. В итоге парафирование в Вильнюсе соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС не принесёт Армении в ближайшем будущем никакой реальной экономической выгоды и уж тем более дивидендов. Более того, никто не даст гарантий, что уже завтра-послезавтра Евросоюз не потребует от Армении установления чётких таможенных границ с Нагорно-Карабахской Республикой (о чём и говорит европейский эксперт Эрика Лернер), а предусловие Турции по открытию границы с Арменией относится именно к Нагорному Карабаху", считает Шакарянц.

Таким образом, делает вывод армянский эксперт, соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом несут в основном политический подтекст. По сути, соглашение об ассоциации приведет только к политической ассоциации Армении с ЕС, а экономическая составляющая ассоциации и для Еревана и для Брюсселя отходит даже не на второй план, и экономического эффекта для Республики Армения не обеспечит. Вопрос же о том, насколько эти договоры с Евросоюзом будут полезны и перспективны для рядового товаропроизводителя Армении, и наконец, для всего армянского народа, как видно, никого не интересует - ни власти, ни довольно-таки ограниченную проевропейскую (проамериканскую) оппозицию страны.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.