Столкновения между боевиками сирийской оппозиции и курдами на севере Сирии резко активизировали дипломатическую игру вокруг курдской проблемы в июле-августе. При этом события во многом воспроизводили ситуацию, имевшую место летом 2012 г., после перехода под контроль курдских сил ряда районов на севере Сирии.

В первую очередь необходимо отметить, что началу боев на севере Сирии в середине июля предшествовало появление информации о том, что сирийские курды планируют в одностороннем порядке провозгласить автономию. Примечательно, что возможность создания курдской автономии в Сирии спешно поддержала на официальном уровне Турция. На этом фоне начало столкновений между силами курдов и боевиками-исламистами сирийской оппозиции, имеющими тесные контакты с Анкарой, выглядит неслучайным. В то же время с учетом информации о планах исламистских Фронта аль-Нусра и Исламского государства Ирака и Леванта создать отдельное образование на севере Сирии очевидно, что у них имелись и собственные причины для конфликта с курдами.

Параллельно Турция предприняла ряд дипломатических ходов во многом воспроизводящих прошлогоднюю схему, когда после перехода под контроль курдов районов на севере Сирии министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу нанес неожиданный визит в Эрбиль, где провел переговоры с руководством иракского Курдистана. Кроме того в Турции был запущен процесс урегулирования курдской проблемы, что также во многом имело целью парировать негативные последствия роста курдского влияния на севере Сирии.

На сей раз в Анкаре последовательно побывали лидер основной сирийской курдской Партии демократического союза (PYD) Салех Муслим и премьер-министр регионального правительства иракского Курдистана Нечирван Барзани. Позиция Анкары на переговорах с ними по сути сводилась к двум центральным пунктам: требованию к PYD отказаться от одностороннего провозглашения автономии и прервать контакты с действующим сирийским режимом. В обмен Анкара, настаивающая на большей интеграции организаций сирийских курдов в структуры оппозиции, намекает на возможность предоставления курдам автономии в Сирии после падения режима Асада. По сути, Турция пытается сделать курдов Сирии младшим партнером оппозиции и добиться тем самым большей их управляемости и одновременно отсрочить реализацию курдских планов по автономии до гипотетического падения действующего сирийского режима. Параллельно наряду с "пряником" по отношению к курдам применяется и "кнут" - массовые убийства мирных курдов боевиками-исламистами на севере Сирии.

Однако в целом Курдский кризис-2 продемонстрировал, что стратегия 2012 года Анкары не сумела остановить процесс формирования курдского образования на севере Сирии, и угроза возникновения курдской автономии продолжает висеть над головой Анкары. При этом маловероятно, что сирийские курды прислушаются к рекомендациям Турции относительно отказа от сотрудничества с Дамаском и превращения в младшего партнера сирийской оппозиции. Для PYD вариант балансирования между Дамаском и Анкарой представляется наиболее выгодным с точки зрения получения более выгодных условий от обеих сторон. При этом очевидно, что позиции режима Асада выглядят в этом плане лучше, чем вариант сотрудничества с раздробленной сирийской оппозицией, победа которой в конфликте в Сирии именно сейчас выглядит как никогда призрачной.

В то же время последние события показали и ограниченность курдских возможностей. Как видим на одностороннее провозглашение автономии курды в Сирии пока не пошли и предпочли взаимодействие по данному вопросу с Анкарой и Эрбилем. На действия сирийских курдов влияет целый ряд факторов. Среди них, в том числе и раздробленность сил сирийских курдских группировок, которая в последние месяцы привела даже к вооруженным столкновениям между ними. Также в июле фактически было заявлено о провале формирования Верховного курдского комитета (KSC), инициативы реализованной в 2012 г. при посредничестве Эрбиля и призванной добиться единства позиций сирийских курдов. Затем одностороннее провозглашение автономии в Сирии едва ли будет поддержано и иракским Курдистаном, сильно зависящим в вопросе поставок нефти от отношений с Турцией. Последняя, в условиях конфликта Эрбиля с центральным правительством в Багдаде является основным маршрутом экспорта нефти из курдского региона Ирака. Не случайно в августе стало известно о начале поставок нефти из иракского Курдистана через территорию Ирана, что неизбежно вызовет гнев Вашингтона, но зато смягчит зависимость от Турции. И наконец, сам иракский Курдистан продемонстрировал готовность договариваться с Багдадом в рамках существующего автономного статуса, подтверждением чего стали недавний визит премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в столицу курдского региона Эрбиль и ответное посещение Масудом Барзани Багдада.

Отдельной темой является процесс турецко-курдского примирения, во многом как уже отмечалось запущенный для нейтрализации негативных для Анкары процессов на севере Сирии. По сути, он является элементом внутриполитической борьбы в Турции, предусматривая полноценную интеграцию курдов в политическую структуру страны, что продолжит запущенный Эрдоганом процесс ломки сложившейся турецкой элиты. Однако в последние месяцы процесс урегулирования объективно буксует. В этих условиях правительство ПСР предпринимает шаги, направленные на придание ему нового импульса. Это и планы по внесению на рассмотрение парламента так называемого "пакета демократизации", и жесткий приговор по делу "Эргенекон". Последнее рассматривается как месседж курдам о неизменности курса на борьбу с традиционной элитой, в рамках которой Эрдоган опирается и на курдские структуры. В то же время угроза срыва процесса вполне реальна, что чревато для правительства ПСР появлением нового фронта внутриполитического противостояния в условиях падения популярности правящей партии и премьер-министра после протестов в связи с парком Гези.

В целом же ситуация вокруг курдской проблемы в регионе пока носит противоречивый характер. С одной стороны в Ираке, Турции и Сирии курдские организации предпочитают пока решать вопрос о национальном самоопределении путем переговоров с действующими элитами, что неизбежно ограничивает процесс требованиями национальной автономии. В то же время дезинтеграционные процессы в регионе и в частности фактическая "ливанизация" Сирии объективно поднимают планку курдских амбиций. При этом отдельные элементы курдской головоломки все больше взаимодействуют, влияя и на ближневосточную мозаику в целом. И последними проявлениями этого стало заявление главы иракского Курдистана Масуда Барзани о готовности автономии защитить курдов в Сирии, а также планы по проведению в августе в Эрбиле курдской национальной конференции.

Давид Арутюнов - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM