Неблагополучная ситуация складывается вокруг Апанаевской мечети Казани, построенной во второй половине XVIII века. Об этом ИА REGNUM сообщил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов, назвав происходящего вокруг этого старейшего мусульманского прихода "планом по перевороту духовной власти".

По словам исламоведа, среди мусульманского духовенства Казани стала распространяться информация о намерении ряда деятелей ДУМ Татарстана, тесно связанных с бывшим муфтием Гусманом Исхаковым (1998-2011), сменить нынешнего имама Апанаевской мечети Наиля Гарипова, заменив его на имама мечети "Котдус" в поселке Карьер на юго-востоке Казани Рустема Валиуллина.

Апанаевская мечеть, пострадавшая в советское время, известна тем, что в ее восстановлении огромную роль сыграл убитый в 2012 году ваххабитами мусульманский богослов, директор Центра исламской культуры "Иман" Валиулла Якупов, возглавлявший приход мечети с 1993 года. Якупов был известен как ярый обличитель ваххабизма и твердый защитник традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, что и послужило основной причиной его расстрела. После его жестокого убийства начался процесс нивелирования значимости его работы, наметилась тенденция к сознательному забвению его научного и богословского наследия, а учеников и продолжателей его работы принялись всячески третировать.

Нынешний имам Апанаевской мечети Наиль Гарипов всегда был "правой рукой" Валиуллы Якупова, его заместителем по Центру исламской культуры "Иман" и после его убийства возглавил приход мечети, открыв в ее стенах музей памяти Валиуллы-хазрата. Однако после ухода с поста муфтия Татарстана Ильдуса Файзова (2011-2013), раненого в ходе теракта, и приходом нового муфтия Камиля Самигуллина (с апреля 2013 года) на пост председателя ДУМ Татарстана "дело Валиуллы-хазрата" стали "замарывать": то объявляли, что нет необходимости проводить ежегодно научную конференцию "Якуповские чтения", посвященную наследию убитого богослова (правда, после возмущенных публикаций в СМИ в этом году решено все-таки провести конференцию, но сделано это под давлением общественности), то здание медресе "Касымия", расположенного рядом с Апанаевской мечетью и входящее с ним в единый исторический комплекс, отбирается у прихода и передается на баланс ДУМ РТ, то теперь хотят заменить Гарипова на другого имама. "Весь подвох в том, что Рустем Валиуллин - тоже один из учеников Валиуллы Якупова, а переворот обыграют в таком ракурсе, что якобы по собственному желанию Наиль Гарипов сам сложит с себя полномочия имама в пользу Валиуллина, у которого, правда, есть своя мечеть в одном из пригородных поселков Казани", - комментируют ситуацию Раис Сулейманов, ссылаясь на слова ряда имамов Казани, доложивших ему о намерениях муфтията осуществить смену руководства мечети в ближайший понедельник. "Мне больно наблюдать, что пытаются сделать с наследием Валиуллы-хазрата, ссоря его учеников, методично губя его большую работу, вместо того, чтобы просто оставить в покое и помогать этому нелегкому, но нужному всей стране почину, который взял на себя нести Наиль Гарипов", - подчеркнул эксперт. Он выразил надежду на то, что это инициатива не самого Камиля Самигуллина, а его окружения, связанного с бывшим ваххабитским муфтием Гусманом Исхаковым.

Сам исламовед не исключает причастность к подобному переделу собственности казанского мухтасиба Мансура Джалялетдинова, имама мечети "Марджани", на что намекали ряд казанских имамов: "Понимаете, после того как была восстановлена Апанаевская мечеть, она стала жемчужиной Старо-татарской слободы, исторически сложившего мусульманского квартала столицы Татарстана, а эта территория города воспринималась мухтасибатом в качестве своей вотчины. Может в желании сместить Гарипова и запланированном рейдерском захвате Апанаевской мечети есть банальное стремление подмять под себя всю слободу?", - высказал предположение Сулейманов.