Новым генеральным директором корпорации Intel по исследованиям и разработкам в России стал Валерий Черепенников - выпускник Нижегородского университета, работающий в корпорации практически со времени окончания вуза. Корреспондент ИА REGNUM Матвей Портнов пообщался с Валерием Черепенниковым о том, в чем новый руководитель видит свои важнейшие задачи, как он расставляет приоритеты в работе, какие направления считает первостепенными для себя и тех специалистов, которыми руководит, и о многом другом.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, про структуру той организации, которой Вам предстоит руководить. Насколько я понимаю, она достаточно гетерогенная, поскольку исследования и разработки в Intel ведутся разными независимыми группами. Как Вы видите развитие структуры в дальнейшем? Какие приоритетные направления своей деятельности Вы бы определили?

Действительно, Intel в России - это весьма неоднородная структура. Большая часть людей, которые трудятся в области исследований и разработок, работают в группе, которая называется Software and Services Group. Она занимается разработкой программного обеспечения Intel, а также сервисов и программных инструментов, включая компиляторы, библиотеки и т.д. Ценность Intel для разработчиков состоит не только в том, что корпорация "приносит" на рынок лучшее в мире "железо", но и в том, что она максимально облегчает использование этого аппаратного обеспечения для программистов путем предоставления различных инструментов. Многочисленные команды трудятся в Москве и Новосибирске над разработкой наших компиляторов. Это один из старейших программных продуктов Intel; он появился вместе с первыми процессорами на заре 80-х годов прошлого века. Кроме этого, существуют такие библиотеки, как MKL, которая предоставляет математическую статистическую функциональность, и MPI, которая обеспечивает программирование для распределенных систем, таких как большие кластеры, суперкомпьютеры и так далее. Это требует достаточно уникальной экспертизы, которой, вероятно, больше нет нигде в мире, и эту экспертизу предоставляют Intel российские программисты.

Не секрет, что компания Intel проходит сейчас через период трансформации. Поскольку недавно произошла смена руководства, мы стремимся преследовать новые цели, и то, над чем я собираюсь работать в ближайшее время, - это усиление позиций России внутри самой Intel, а также усиление организации Intel в России.

ИА REGNUM: Intel активно начинает выходить на новые рынки. Одним из приоритетов стоит развитие ультрамобильных систем, в частности планшетов и смартфонов, которые сейчас работают на других операционных системах. Коснется ли это Software and Services Group и появится ли группа в Intel, которая начнет работу над развитием Android и других платформ?

Да, несомненно, это коснется Intel Software and Services Group в целом и России, в частности. Факты, которые внушают оптимизм, - это то, что рынки смартфонов и планшетов активно растут в России. Здесь я особенно бы отметил рост рынка планшетов. И естественно, мы вкладываемся со стороны программных продуктов в то, чтобы этот рост поддержать и ускорить. Платформа Android становится все более и более актуальной, и разработка инструментов и программного обеспечения для Android - это приоритет №1 для Intel. Кроме того, мы занимаемся адаптацией локальных приложений для наших платформ. Достаточно важную роль для этого рынка играют так называемые приложения, связанные с медиа, аудио и видео. Здесь мы тоже вносим заметный вклад. Есть еще одна перспективная область, которая называется perceptual computing. Это технология, призванная облегчить взаимодействие между человеком и различными устройствами: планшетами, смартфонами, носимыми устройствами. Это очень интересная тема, над которой сейчас работают многие компании, и Intel - не исключение. Мы ведем разработки в этой передовой области, взаимодействуя с университетами как в России, так и по всему миру.

ИА REGNUM: Если говорить о проявлении интереса Intel к новым рынкам с другой стороны, не со стороны потребителя, каким Вы видите развитие здесь для своей части работы?

Наиболее активно сейчас развиваются сервисные модели. Intel приняла решение серьезно вкладываться в эту область и сфокусировать на ней свой интерес. Также мы активно интересуемся "большими данными" и аналитикой. Все, что связано с центрами обработки данных, я считаю очень перспективным направлением.

ИА REGNUM: От чего, на Ваш взгляд, зависит развитие инфраструктуры "больших данных" или супервычислений? Это же, по большей части, должно быть связано с государственным финансированием или с софинансированием целого ряда фондов, учреждений. В чем здесь главная проблема? Насколько известно, это в определенной мере определяет конкурентоспособность государства, в том числе и в рамках его стратегической безопасности. Иными словами, соревнование в сфере вооружений сейчас все больше перетекает в соревнования в сфере вычислений.

Во многом это так, но я бы здесь выделил два момента. Первый - непосредственно связанный с высокопроизводительными компьютерными вычислениями, которые действительно становятся предметом соревнования уже даже не на уровне корпораций, а на уровне держав. Здесь можно привести в пример так называемую гонку exascale. Такого рода вещи, без сомнения, невозможны без вливаний со стороны, т.е. государственного финансирования. На этом уровне, с технической точки зрения, мы сталкиваемся с проблемами, никогда не возникавшими ранее. Вопрос не столько в росте числа устройств, которые должны обеспечивать подобную производительность, их энергопотреблении и охлаждении систем. здесь возникает новая проблема, а именно - отказоустойчивость. По оценкам, которые я видел, время, за которое проходит тест Linpack на подобного рода системе, больше, чем среднее время наработки этой системы на отказ (подразумевая под этим отказ хотя бы одного элемента). Существует много интересных задач, связанных с экзафлопсными вычислениями, проработка которых требует огромных исследований, являющихся приоритетными даже, к примеру, для государства. Если мы говорим о рынке "больших данных", то здесь интересы государства во многом пересекаются с интересами больших компаний. Как мы знаем, объем данных, который накапливается в сети или в облаке, прогрессирует значительными темпами, и я бы не сказал, что наша способность обрабатывать эти данные прогрессирует так же быстро. Но российская команда Intel может внести существенный вклад в решении проблем, связанных как с "большими данными", так и с высокопроизводительными вычислениями.

ИА REGNUM: Говоря о взаимодействии Intel со Сколково, предлагались ли подобные задачи для совместного решения под эгидой этого инновационного центра? В какой мере сколковские менеджеры, консультанты и эксперты осознают важность таких задач?

Все, что связано с высокопроизводительными вычислениями, периодически фигурирует во взаимоотношениях между Intel и Сколково, но это не относится к вопросу экзафлопсных вычислений, а связано с более практическими вещами. Инновационные российские компании, которые предлагают решения в различных областях от финансов до промышленной автоматизации, всё больше заинтересованы в использовании суперкомпьютеров для решения своих задач. Эта тема активно развивается.

ИА REGNUM: Вас как руководителя Intel не пугает то, что происходило вокруг Сколково? Я имею в виду различные негативные упоминания в прессе.

На мой взгляд, если мы говорим об инициативе Сколково как инновационном центре, то к самой идее отношение безусловно положительное, потому что Intel как инновационная компания не может оставаться в стороне от попыток преобразования российской экономики и ухода от сырьевой зависимости в сторону инноваций. С другой стороны, нужно плотно контролировать эффективность вкладываемых денег. И этот момент можно рассматривать как позитивный, потому что если правительство уделяет столько внимания этой теме, то у него должна быть уверенность в том, что эти деньги работают. Отчасти Intel проходит через схожий период, когда мы по-новому смотрим на ценности внутри компании, на те проекты и направления, в которые мы инвестируем деньги. Я бы охарактеризовал это как естественный путь развития.

ИА REGNUM: Какие основные ориентиры сейчас стоят перед Вами как перед руководителем очень крупного подразделения Intel в России? Что Вы считаете первоочередным?

Сегодня критически важна фокусность, сосредоточение на определенных участках работы. Я уже выделил для себя главные направления на ближайший год. Строить планы на слишком долгое время в этом динамично изменяющемся мире - не очень разумно. Самая главная задача сейчас для меня - это трансформация той организации, которой мне доверено управлять. Я вижу ее как динамичную, сильную и хорошо интегрированную в компанию структуру. Под словом "динамичная" я подразумеваю то, что мы умеем и хотим меняться в зависимости от требования сегодняшнего технологического мира и от требования рынка. Под "сильной" я понимаю наличие сильных лидеров внутри организации и влияние на ключевые решения, которые принимаются в Intel. С точки зрения "интегрированной" хочется самого плотного взаимодействия между российской организацией Intel и остальными частями многонациональной компании.

ИА REGNUM: Хорошие, оптимистичные слова. Будем надеяться, что это воплотится в большие свершения, которые пойдут на благо всем. Может быть, у Вас есть слова, с которыми Вы хотели бы обратиться к нынешней аудитории, например, к программистам, которые работают, используя инструменты Intel и библиотеки? Или к тем, кто принимает участие в многочисленных конкурсах? Что бы Вы посоветовали и пожелали им?

Вы знаете, это обращение носит характер и внешний, и внутренний. Современная экономика гораздо больше зависит от инновационных идей, чем раньше. Я бы хотел пожелать, во-первых, развития культуры инноваций, как внутри компании в России, так и во всем мире. Но во многом, я считаю, это важно именно для России. Я абсолютно уверен, что при том уровне образования и креатива, который мы имеем здесь, мы можем выйти на лидирующие позиции в мире. У нас есть отличные примеры, как, допустим, Yandex, которые являются игроками мирового уровня. Начиналось все с идеи и с энтузиазма нескольких людей. Поэтому не бойтесь пробовать. В чем бы хотелось какого-то развития, так это именно в правильном отношении инноваций с точки зрения бизнес-культуры. Не нужно бояться пробовать. Под хорошую идею, как правило, можно найти деньги, и, зачастую, деньги немалые. Просто нужно достаточно объективно смотреть на свою работу в терминах бизнеса, зачастую принимать сложные решения, отказываться от каких-то проектов в пользу новых. Но, тем не менее, это путь, которым развивается инновационная экономика, и мне кажется, что в этом плане Россия еще не сказала своего последнего слова.

ИА REGNUM: Спасибо и успехов Вам!