"Гагаузия имеет право быть самостоятельным независимым государством", - заявил, как сообщило 7 августа гагаузское издание "Гагауз-инфо", председатель юридической комиссии Народного собрания (парламента) Гагаузии Иван Бургуджи.

По его словам, Гагаузия является самодостаточной, и не будет испытывать финансовых затруднений в случае независимости. "Гагаузия сможет и выживет как независимое государство. Посмотрите, сколько сейчас у нас забирают, и сколько мы получаем. Мы крохи получаем", - добавил Бургуджи. Он напомнил, что Гагаузия уже была независимой, и теперь, в случае продолжения нарушения Молдавией закона о статусе автономии, речь пойдет уже даже не о федерализации, а как минимум о конфедеративном устройстве.

ИА REGNUM напоминает, что в последние недели в кишиневских СМИ резко обострилась "экспертная" дискуссия на тему экономической несостоятельности Гагаузии и возможности лишения её автономного статуса. Помимо молдавских политиков и политологов, о неспособности Гагаузии выжить без помощи Молдавии недавно заявил и глава делегации ЕС в Молдавии Дирк Шубель. По его словам, в случае обретения независимости у Гагаузии возникли бы "трудности с выживанием на собственные средства". Между тем, "большие трудности с выживанием на собственные средства" отмечаются не столько у Гагаузии, сколько у Молдавии. Так, с 2009 по 2013 гг. внешний государственный долг Молдавии вырос с $950 млн до $1,76 млрд. и продолжает увеличиваться за счет все новых кредитов. Общий внешний долг Молдавии на начало 2013 года составил $6,13 млрд. (84,2% ВВП). В то же время власти Гагаузии, в условиях постоянного урезания трансфертов со стороны Кишинева, с 2006 по 2013 гг. закрыли все долги автономии, оставленные предыдущим башканом Георгием Табунщиком - ставленником находившейся в тот период у власти Партии коммунистов Молдавии, в размере 53 млн леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM), не взяв при этом ни одного нового кредита, и реализовав различных проектов более чем на 200 млн леев.

Стоит также отметить, что в конце июня инициативная группа собрала в Гагаузии более 5 тыс. подписей под документом, предлагающим в качестве реакции на постоянное нарушение молдавскими властями закона об особом статусе Гагаузии провести референдум о выходе из состава Молдавии и возврате в рамки независимой Гагаузской Республики, провозглашенной 19 августа 1990 года, а также о вступлении Гагаузии в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана или в Евросоюз.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента в тот период времени висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.