Глава "Латвийской железной дороги" (Latvijas dzelzceļš) Угис Магонис заявил даугавпилсской газете "Сейчас", что возглавляемое им предприятие, в целом, находится в стабильной экономической ситуации. Тем не менее, по словам Магониса, он озабочен растущей конкуренцией в отрасли. Также он подтвердил, что в Даугавпилсе откроется новое вагоностроительное производство.

"Во-первых, наше предприятие и сейчас остается стабильным и экономически успешным. Во-вторых, объем грузоперевозок действительно упал за полгода на 13 %. Противоречия тут нет. Идет нормальная работа в условиях жесткой конкуренции, где мы должны предлагать клиентам очень качественные услуги по нормальным ценам. В 2012 году "Латвийской железной дороге" удалось превысить прежние объемы грузовых перевозок и достичь результата в 60,6 миллионов тонн. Государству мы уплатили в прошлом году почти 83 миллионов латов (около 118 миллионов евро. - ИА REGNUM) налогов, что на 8 миллионов больше, чем годом ранее. В этом году показатели немного хуже. Да, калийные удобрения из Белоруссии сейчас поступают в Клайпеду, потому что этот порт значительно ближе к производителю, чем Вентспилс. Порты в Ленинградской области пока не составляют серьезной конкуренции, ведь они замерзающие, в отличие от наших. Но конкуренция становится все более жесткой, за грузы приходится бороться", - заявил Магонис.

Чиновник признал, что, "по идее, в такой ситуации обычно нужно ждать сокращений. Но мы знаем, сколько времени и средств требует подготовка машинистов, других квалифицированных специалистов. Поэтому делаем все, чтобы сохранить коллектив. Даже ввели долгосрочные командировки, то есть людей направляют на работу туда, где они нужны. Любая дорога, в том числе железная, если по ней перевозят больше грузов, изнашивается и требует ремонта. Поэтому приоритетом 2013-го и последующих лет будет развитие инфраструктуры, что становится важным на уровне не только нашего предприятия, но и всего государства. Один из существеннейших проектов - электрификация железной дороги. На данный момент из 1884,2 километров пути электрифицированы только 257,4 километров. Электрификацию железной дороги планируем осуществить в 2015-2022-х годах".

По словам Магониса, "успешным было сотрудничество "Латвийской железной дороги" с Белоруссией - объем грузов этого государства достиг 24,3% от общего объема грузоперевозок. Развитие этого направления является одним из приоритетов внешней политики нашего предприятия в 2013 году. Однако самым значительным деловым партнером LDz по-прежнему остается Россия: 65,9% грузов в прошлом году составили именно российские грузы. Эти данные еще раз доказывают, что Даугавпилсский узел остается важнейшим для обеспечения бесперебойного грузопотока. Сейчас на железнодорожных предприятиях в Даугавпилсе трудятся 3200 человек. Их число увеличится. Ведь скоро откроется еще один вагоностроительный завод, который даст примерно 200 рабочих мест".

Отвечая на вопрос о текущей ситуации с постройкой завода, Магонис проинформировал: "Сейчас идет закупка оборудования. Вагоноремонтный центр ООО Ritoša sastаva serviss имеет 25% акций завода. Размещаться он будет на территории предприятия "Стига Балт", которая уже выкуплена. Планируется развернуть производство грузовых вагонов (крытых, полувагонов и платформ для контейнеров) и тележек к ним. Довольно долгое время займут технические испытания и получение сертификатов. Ориентировано это предприятие на восточный рынок, то есть на железные дороги России, Белоруссии, Казахстана. Серийное производство может быть открыто в 2014 году.

Магонис развеял опасения даугавпилчан в том, что воплощение проекта Rail Baltica (проект железной дороги с европейской узкой колеей, которая должна соединить Прибалтику, Восточную и Западную Европу) оставит Латгалию в стороне от нового транспортного коридора. "Не стоит волноваться. Да, проект такой есть. Единая европейская колея должна соединить Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин (а в дальнейшем - продолжение маршрута до Венеции). Он, безусловно, выгоден Эстонии, ведь эта страна потеряла половину российских грузов, нужно срочно искать новые направления. В документах говорится, что интеграция железных дорог стран Балтии в транспортную систему Евросоюза позволит увеличить скорость движения поездов, рост пассажиро- и грузопотоков и прибылей. Скорость движения, конечно, увеличится, по плану - до 120 км в час. Но будет ли столько пассажиров и грузов, чтобы обеспечить прибыльность этого проекта? Ведь основной грузопоток идет совсем в другом направлении. И это не только уголь, нефтепродукты, это и товары из Казахстана, Китая. И обратный обмен с Европой. Простой подсчет численности населения дает повод усомниться в том, что пассажиры устремятся из Таллина в Берлин по железной дороге. В этом направлении давно есть и паромное сообщение, и автомобильное. Поэтому в рамках проекта будут вкладываться инвестиции в те объекты, которые нужно строить в любом случае, тот же мост через Даугаву. Все остальное - пока предмет обсуждения, не более", - сказал Магонис.

Как сообщало ИА REGNUM, впервые о создании вагоностроительного предприятия в Даугавпилсе стало широко известно после визита в этого город главы правительства Валдиса Домбровскиса ("Единство") 12 апреля 2012 года. Приезд главы правительства оказался обусловлен интересом к индустриальным зонам, которые остались на территории города после закрытия больших заводов советского времени. В ходе своего визита Домбровскис посетил Даугавпилсскую северную промышленную зону, городской бизнес-парк, предприятия DMI Industrial и East Metal, а также вагоноремонтный центр ООО Ritošā sastāva serviss, на базе которого планируется производить подвижной состав латвийской железной дороги. Была подана заявка в Латвийское агентство инвестиций и развития - на получение софинансирования в размере примерно 5 миллиона латов (7,1 миллионов евро). Деньги будут направлены на закупку оборудования по сборке новых вагонов. По предварительным данным, серийное производство может быть открыто в 2014 году. Премьер положительно оценил создание этого предприятия, способного обеспечить как минимум сотню новых рабочих мест, и пообещал ему поддержку со стороны Кабинета Министров. Также Валдис Домбровскис обещал, что правительство возьмет на себя обязательства в рамках европейской программы развития индустриальной инфраструктуры - что позволило Даугавпилсу получить 2,8 миллиона (3,9 миллиона евро) латов на развитие местной индустриальной зоны и, в перспективе, может привлечь к ней внимание потенциальных инвесторов и бизнесменов. Пока же, как убедился премьер-министр, данная зона представляет собою пустующие, частично реновированные, а частично продолжающие пребывать в запустении промышленные корпуса.