Европейские программы - не искушение для Южной Осетии и Абхазии: эксперты

Москва, 8 августа 2013, 11:59 — REGNUM  Попытки вовлечения Евросоюзом в свои программы Южной Осетии не имеют перспектив - такое мнение выразили ИА REGNUM и югоосетинские, и российские эксперты.

Как заявил российский политолог Евгений Крутиков, позиция и Цхинвала, и Москвы в этом вопросе однозначна: отношения между РЮО и Грузией должны строиться исключительно на двусторонней основе. "Если Тбилиси не готов вести с Цхинвалом разговор один на один на основе признания независимости, тогда не будет и опосредованных договоров с третьими странами или организациями", - отметил он.

"Кроме того, приближение РЮО к евразийскому Таможенному союзу делает бессмысленными и любые разговоры о таможенном климате под эгидой Евросоюза. С экономической точки зрения никаких особых преференций РЮО не получит, а вот окончательно потерять перспективы на расширение международного признания вполне может", - сказал Крутиков.

Начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яна Амелина отмечает, что Южную Осетию и Абхазию "не интересуют, надо признать, довольно разнообразные, попытки Евросоюза втянуть их в свои программы "вовлечения без признания".

"Для установления и развития полноценных отношений с Абхазией и РЮО государствам ЕС необходимо признать молодые республики, установить с ними дипломатические отношения и так далее. Любые полумеры вызывают лишь раздражение Цхинвала и Сухума и не приведут к улучшению геополитического климата в регионе", - заявила эксперт.

Лидер югоосетинского движения "твой выбор, Осетия" Алан Джуссоев также назвал бесперспективной инициативу о частичном распространении действия готовящегося к подписанию соглашения об ассоциации и свободной торговле между Брюсселем и Тбилиси на Южную Осетию и Абхазию. "ЕС обычно заключает соглашения об ассоциации в обмен на обязательство проведения политических, экономических, торговых или судебных реформ. В обмен на это ассоциированное государство может получить беспошлинный доступ к некоторым или всем рынкам ЕС, рынку сельскохозяйственных продуктов и т. д., а также финансовую или техническую помощь. Соглашение об ассоциации может включать в себя соглашение о свободной торговле между ЕС и третьей страной. Все, что будет делаться по Южной Осетии, Европейскими структурами сквозь призму грузинской государственности в Южной Осетии перспектив иметь не будет", - заявил Джуссоев.

Напомним 4-5 апреля в Ереване в ходе съезда руководства программы "Восточное партнерство" было принято решение выделить 10 мест в качестве членов "региона Восточного партнерства" представителям Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья. Далее последовало предложение представителя Службы внешней деятельности Евросоюза Гунара Виганда. Он предполагает, что "соглашение об ассоциации может быть распространено частично и на отколовшиеся образования, в особенности та его часть, которая посвящена свободной торговле".

Такие решения в Европе не возникают сразу, над ними работают и, как показала практика, имеется три или четыре варианта предложений, отметил Джуссоев. "В 2004 году была озвучена и презентована программа Европейского соседства, которая не имела особых успехов, но заложила фундамент взаимоотношений. Далее 2008 год, программа "Восточное партнерство", уже несет в себе принципиально важную смысловую нагрузку - включение Южного Кавказа в европейскую систему ценностей. В 2008 году в августе месяце Грузия развязывает войну против Южной Осетии, что в конечном итоге приводит к признанию РФ РЮО и совершенно новому внутрирегиональному политическому раскладу на Южном Кавказе. И, несмотря на это, в 2010 году странам Южного Кавказа предлагается возможность ассоциации с ЕС с возможностью свободной торговли", - сказал Джуссоев.

Он считает, что в ближайшей перспективе евроатлантические структуры могут инициировать прямой диалог с Южной Осетией о включении ее в те или иные программы построения гражданского общества, демократизации и т.п. "Также возможен перенос грузино-югоосетинских переговоров на более высокий европейский уровень, возможна экономическая или гуманитарная помощь", - полагает Джуссоев.

Однако, по его мнению, без полноценного решения грузино-осетинских проблем эти предложения работать не будут. "Борьба Южной Осетии за независимость в конечном итоге принесла свои плоды, Южная Осетия получила территориальную целостность, безопасность своего населения, экономическое и политическое признание Россией. Но и поставила перед молодым государством новые задачи, проблемы и вызовы", - заключил Джуссоев.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.