26 августа исполнится пять лет, как независимость Южной Осетии после агрессии против нее Грузии была признана Россией. Различные политические силы в РЮО выступают с различными предложениями по поводу будущего Республики. Есть предложения о евразийском будущем для РЮО, есть о воссоединении с Северной Осетией и вхождении в РФ. Кроме того, продолжает еще обсуждаться вариант союза закавказских государств, вариант надгосударственного объединения. Эксперты рассказали ИА REGNUM, какой из путей предпочтительней для РЮО, реально ли что РЮО войдет в состав РФ при президентстве Леониде Тибилове, который заявил, что в этом случае "будет выполнена его миссия".

Как отметила глава югоосетинского медиацентра "Ир" Ирина Гаглоева, при том, что формально существует международное право, адекватно обезопасить свое национальное будущее в сегодняшних политических реалиях сложно. "Очень много зависит от единства и понимания. Мое глубокое убеждение, что независимость, укрепление государственности - наиболее оптимальный путь к развитию. Здесь не все просто. Усугубляющаяся экономическая ситуация, слабая управленческая система, провоцируют ситуацию к возвращению к теме объединения Севера и Юга Осетии. На самом деле наше национальное единство, пространство, функционирует и существует без всяких надгосударственных форматов. Мы один народ, связанный больше, чем простыми формальными статусами. Другое дело, что власти ничего не делают по расширению и углублению интеграционных связей", - заявила Гаглоева.

Она напомнила, что в 1993 году была принята "Концепция социально-экономической культурной интеграции Северной Осетии и Республики Южная Осетия". В ней, по словам Гаглоевой, "все было расписано, но ничего не было сделано". "А сделать все равно придется. Таково требование времени и национальных интересов", - отметила она.

"Осетинскую государственность провозгласил народ, он ее защищал в тяжелой борьбе, думаю, сумеет разобраться и со своей дальнейшей судьбой. Укрепление государственности - залог нашего будущего, - заявила Гаглоева. - И одно из направлений работы здесь, это развитие отношений с РФ, а не вхождение в ее состав. Кроме того, это нереально с точки зрения сегодняшней геополитической ситуации. В любом случае, республике необходимо серьезно подтянуть социально-экономические процессы, поднять уровень жизни, нормализировать морально-психологический климат".

Югоосетинский эксперт Алан Парастаев отмечает "многогранность, многовекторность" ситуации "не только на уровне общества, но даже на уровне личностном". "Каждый осетин одновременно носит в душе идею о едином осетинском государстве, пусть и в составе федерации, такой как Россия. В то же время сознание полно идеями о независимости, с которой Южная Осетия вставала на защиту от агрессора. Тут работают лозунги типа "За что боролись!", "Мы доказали свою жизнеспособность и без особой помощи России в 1990-х". Материально (зарплата, медицина, образование) - для многих привлекательно быть частью России, неважно какой ее частью и в каком статусе. А кто-то, по тем же материальным соображениям (доступ к гуманитарной помощи) и политическим амбициям (быть политиком независимого государство все-таки круче и полегче, чем субъекта РФ) - выступает за независимость. Разные цели в выборе даже одних и тех же вариантов путей развития. А тут еще и несколько путей. Надо разбираться - это основополагающий вопрос, и, по-моему, к нему не совсем серьезно относятся", - сказал Парастаев.

По словам приглашенного сотрудника Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США) Сергея Маркедонова, в реальности выбор не слишком велик. "Проблема не только в том, что хочет Южная Осетия и что хочет Россия, но в реальных альтернативах. Пока Южной Осетии никто никакой альтернативы не предлагает, я имею ввиду предложения со стороны Европейского союза, со стороны США. Точнее, это предложение есть - это Грузия, территориальная целостность Грузии - то, на что Южная Осетия не готова подписаться особенно после событий 2004, 2008 годов", - сказал Маркедонов.

"И со стороны России ведь тоже нет предложения о вступлении в ее состав. То, что говорил Владимир Путин пару лет назад - это было не предложение вступать в состав России, речь была о воле осетинского народа: народ захочет - посмотрим. Я думаю, сама Россия не в очень большом счастье от принятия формально юридического Южной Осетии в состав России, потому что это не будет делом двух образований - Южной Осетии и России, это поднимет много широких международных вопросов, и Москва в эти игры вряд ли захочет играть", - считает эксперт.

По мнению Маркедонова, у Южной Осетии в будущем будет "довольно интересный статус - что-то среднее между государством и субъектом РФ, не государство в полном смысле этого слова и это не будет обычный субъект РФ". "Это будет частично признанная республика с покровительством России, с военно-политическими гарантиями", - заключил эксперт.

Руководитель аналитического бюро Alte Et Certe Андрей Епифанцев заявил, что в коротком периоде ничего не изменится. "Независимо от заявления президента Южной Осетии ничего не изменится до Олимпиады-2014 и сразу же после Олимпиады вряд ли что-то будет, потому что это вызовет очень резкое противодействие мирового сообщества, и эта Олимпиада будет такой же, как Олимпиада 1980 года, когда не приехала половина стран", - считает Епифанцев.

В этом отношении, полагает эксперт, "было бы лучше если бы Тибилов не высказывал ничего, потому что он озвучил идею, которую все знают, но высказанная публично, она становится неудобной". "Я думаю, после Олимпиады - в горизонте полгода после Олимпиады мы начнем видеть некие попытки большего сближения Южной Осетии с Россией", - сказал он.

Епифанцев не исключил также "варианты каких-то надгосударственных объединений, может быть, не только в Евразийском союзе, но и могут быть предложения по созданию какого-то надгосударственного объединения между Грузией, Россией, Абхазией, Южной Осетией". "Эти идеи не новы, они так или иначе высказывались с 1998 года, задолго до 2008 года. Раньше Грузия от них всегда отмахивалась, но сейчас по некоторым наметкам я вижу, что теоретически эти вопросы могут обсуждаться", - отметил Епифанцев.

"Если евразийское сообщество будет сильно, если туда вступит Украина, может быть, Армения и т.д., то я думаю, дорога откроется и для Грузии, и в Грузии уже идут разговоры о том, что, может, начать вступать в евразийское сообщество, но там это опять ставят в зависимость от Абхазии и Южной Осетии. Если сообщество будет сильно, оно сможет не бояться международной критики, которая обязательно поступит, если Абхазия и Южная Осетия туда вступят", - считает Епифанцев.

По данным российского политолога Евгения Крутикова, "категоричные заявления президента Леонида Тибилова о неизбежности в его каденцию вхождения Южной Осетии в состав РФ восприняты в Кремле как опасное заблуждение на грани диверсии". "Все руководство России (оба президента, главы парламента и МИДа) неоднократно с 2008 года заявляло, что независимость РЮО - приоритет для российской внешней политики. Аннексия РЮО для России стала бы фактическим признанием ошибочности всей ее внешнеполитической стратегии за прошедшие 5 лет. А это повлекло бы за собой далеко идущие последствия для авторитета РФ на международной арене. Искусственное "подстёгивание" Москвы в этом направление Цхинвалом - бомба замедленного действия, заложенная под сами основы позиционирования России не только в регионе, но и в принципе в большой политике", - заявил Крутиков.

Эксперт предполагает, что такие заявления Тибилова могут быть формой шантажа Москвы из-за резко изменившегося отношения в экономической сфере. "С другой стороны, они вполне соответствуют бытующим в РЮО политическим мифам и, отчасти, иждивенческой психологии", - сказал Крутиков.

Более разумным эксперту представляется курс на "ползучую" интеграцию РЮО в международные структуры, рассчитанный на долгие годы. "Имеется в виду постепенная интеграция РЮО сперва на уровне Таможенного союза (пусть в начале и неформально), в часть евразийских структур с дальнейшим выходом уже на "большое" международное поле. Этот путь требует терпения, умения и политической стабильности. Ничем из этого РЮО сейчас похвастаться не может. Тем не менее, наиболее перспективным следует считать именно такое развитие событий, как бы долго и трудно не пришлось его добиваться", - заключил Крутиков.

Действительный государственный советник РФ I класса Модест Колеров подчеркнул, что воссоединение Южной Осетии и Северной Осетии по большому счету является внутренним делом осетинского народа, который на 90% находится в составе России. "Ничего евразийского в этом нет. По сути, евразийская интеграция - это частное внутреннее дело осетинского народа, который сейчас взвешивает, что выгодно. На мой взгляд, воссоединение выгодно, но при этом это воссоединение должно проходить таким образом, чтобы продемонстрировать в первую очередь самому осетинскому народу способность к государственному творчеству, чтобы те годы, которые даны историей для существования независимой Южной Осетии, продемонстрировали выстроенность сверху донизу, государственную инфраструктуру, демократические институты, регалии государственности, чтобы государственное творчество Южной Осетии при маленьком демографическом ее объеме было серьезным вкладом в государственность Северной Осетии в рамках России, разумеется", - сказал Колеров.

По его словам, "тот, кто высказывает, защищает и продолжает рассматривать вариант союза закавказских государств под протекторатом России - просто дурак, а в лучшем случае - лжец, умный, но лжец", потому что такого варианта союза не существует. "Существует вариант экономической конфедерации Грузии и Армении, существует де факто экономический диктат Турции и Азербайджана над Грузией. Но ничего другого не существует, не существует формата, который объединял бы Армению и Азербайджан, до сих не существует формата, который объединял бы Карабах и Азербайджан. Существуют люди в Москве, которые борются за то, чтобы из-за каких-то мифических выгод, для себя лично в первую очередь, обсуждать соединение Грузии, Южной Осетии и Абхазии под российским контролем. Этого нет и не будет никогда. Это очередной обман, очередное историческое мошенничество. Если вдруг кто-то в Москве от имени России попытается реализовать формат сдачи Южной Осетии и Абхазии ради мифических приобретений в Грузии, то он немедленно получит клеймо предателя национальных интересов России", - заявил Колеров.

"Если бы уже сейчас, кроме заявлений Леонида Тибилова, была бы создана рабочая группа по подготовке референдума, были бы приглашены специалисты из ЦИК России, были бы приняты все необходимые, не только риторические, меры внутри самой Южной Осетии, была бы создана дорожная карта, были бы приняты двусторонние решения, тогда бы я согласился что при президенте Тибилове этот сценарий реален. Но он кроме заявлений не сделал ничего. И в этом тоже его манера управления", - сказал Колеров.

На взгляд начальника сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яны Амелиной, у РЮО нет иной альтернативы, кроме вхождения в состав РФ в качестве самостоятельного субъекта. "Однако интерес, с которым югоосетинское общество обсуждает эту тему, показывает ее высокую общественную значимость, а значит, надо продолжать обсуждения. При этом участие РЮО в процессах евразийской интеграции практически безальтернативно. Окончательное решение в духе укрепления осетинской государственности, безусловно, за народом Южной Осетии. В наше время реально практически все, конечно, если прикладывать какие-то усилия", - заключила Амелина.