Проблемы с границей между Южной Осетией и Грузией лидер югоосетинского движения "Твой выбор, Осетия", бывший глава Ленингорского района Алан Джуссоев делит на внешние и внутренние. Внешние - это давление со стороны Грузии и международного сообщества, внутренние - это социальные проблемы жителей приграничных территорий, отметил он в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.

МНЕС заявила 2 августа, что установление ограждений Россией вдоль административной границы Южной Осетии и обустройство земляных насыпей и рвов вдоль административной границы Абхазии, а также "тенденция к более ограничительной процедуре пересечения" затрудняет передвижение местного населения. А госминистра по реинтеграции Грузии Паату Закареишвили возмущает, что "Москва обносит Южную Осетию колючей проволокой". "И это не Китайская стена - это Берлинская стена. Между ними большая разница: Китайская стена не пропускала врагов внутрь, а Берлинская не выпускала своих наружу", - подчеркивает он.

И в одном, и в другом случае речь идет о том, что Россия не разрешает РЮО дружить с Грузией и общаться двум народам, обращает внимание Джуссоев. "Почему-то все мероприятия по укреплению государственной границы считаются инициативой России. Хотя еще в 2010 году нынешний глава Администрации президента РЮО Борис Чочиев, в рамках своей профессиональной деятельности на тот момент заложил 15 миллионов рублей в бюджет РЮО на демаркацию границы", - напомнил Джуссоев.

Говоря о решении внутренних проблем, Джуссоев заявил: "Первое, пора брать на себя ответственность за все принимаемые решения и говорить об этом на всех уровнях в первую очередь с местным приграничным населением. Второе, закрывая границу, надо бы обеспечить местное приграничное население как минимум медицинской помощью, я не говорю уже о социалке- пенсиях, пособиях. Большинство местного населения из приграничных районов выезжает на лечение в Грузию, в том числе и роды, принимаются в Грузии. Это население также в большинстве имеет гражданство Грузии. Сегодня практически 90% овощей и фруктов Южной Осетии завозится из Грузии через Ленингорский район по низким ценам. Это комфортная ценовая политика. Также неплохо бы было иметь в запасе что-то вроде программы развития приграничных территорий, а не то, что озвучивается сейчас - строительство домов. В РЮО большое количество домов, но мало населения. Также не помешало бы немного изменить систему образования в приграничных районах с учетом менталитета населения, проблем со знанием осетинского и русского языков и, конечно же, его приграничного статуса. Надо постоянно общаться с населением и проводить разъяснительную работу на предмет целесообразности государственной границы и ее важного значения для обеспечения безопасности РЮО. Другими словами, местное приграничное население нужно интегрировать в Южную Осетию".

"Очень многие, особенно в Ленингорском районе РЮО, думают, что граница - это временные явления, об этом им говорят в Грузии, а также многие местные чиновники и политики в период свои предвыборных компаний обещали убрать пункты пропуска на государственной границе между Южной Осетией и Грузией. Эти и другие проблемы, конечно же, мешают процессу демаркации государственной границы", - отметил эксперт.

Также Джуссоев отметил, что хотя делимитация, демаркация границы - процесс двусторонний, сегодня Южная Осетия проводит его в одностороннем порядке согласно административным границам Юго-Осетинской автономной области, и "нигде не углубляется в территорию Грузии".

"Проблемы еще будут, в том числе и с границей, как и у любого другого государства в процессе его становления. От того, насколько защищена госграница, насколько комфортно и безопасно чувствует себя население в приграничных зонах и во внутренних районах РЮО, очень многое зависит. Это показатель уровня нашей государственности. И если руководство вынесло решение об изменении порядка пересечения государственной границы с Грузией в местах ее пересечения и укрепления государственной границы, значит на это есть веские причины", - подчеркнул Джуссоев.

Джуссоев напомнил, что проблема охраны государственной границы и порядка ее пересечения остро встала после признания Российской Федерацией 26 августа 2008 г. независимости Южной Осетии и восстановлением ее территориальной целостности, когда в сентябре и октябре 2008 года в РЮО произошла серия террористических актов.

По действующему законодательству и договору между РФ и РЮО об охране границ РЮО, порядок пересечения и пункты пересечения границы определяет Южная Осетия, российские пограничники на основании этого документа проводят все оперативные мероприятия по охране государственной границы РЮО.

Напомним также, правительству Южной Осетии поручено разработать меры по предупреждению негативных последствий запрета на проезд автотранспорта через пункты упрощенного пересечения государственной границы с Грузией. Президент Южной Осетии Леонид Тибилов отметил, что в первую очередь, речь идет о Ленингорском районе Республики, большая часть которого до 2008 года находилась под контролем Грузии. "В 2008 году правительством Южной Осетии было принято постановлении об открытии пунктов упрощенного пересечения госграницы, один из которых располагается в селе Мосабрун Ленингорского района. Связано это было с тем, что многие жители района имеют родственников на территории Грузии. На тот момент такое решение руководства, я считаю, было правильным. Потому что в такой ситуации резать по живому было нельзя", - отметил Тибилов. Тем же постановлением правительства было определено количество товаров и грузов, пропускаемых через границу - 50 килограммов на одного человека в течение месяца. "С течением времени через границу начали пропускать автотранспорт, что явилось нарушением постановления", - отметил президент. В связи с этим, по словам Тибилова, и было принято решение о запрете на проезд автотранспорта через пункты упрощенного пропуска, которое вступит в силу 18 сентября 2013 года.