У российской авиации начинается новый этап, считают эксперты: благодаря "Аэрофлоту", она вышла в лидеры мирового рынка авиаперевозок. Одно из самых влиятельных изданий в мировой авиаиндустрии - британский журнал Airline Business опубликовал ежегодный рейтинг World Airline Rankings. Впервые в истории отечественной авиации в пятерку лучших авиакомпаний Европы и в мировой ТОП-25 авиакомпаний по объему выручки вошла Группа "Аэрофлот". Российскому авиаперевозчику удалось обойти таких крупных игроков европейского рынка, как Ryanair, SAS Group, EasyJet и Alitalia.

"Мне представляется, что главной причиной попадания "Аэрофлота" в этот топ является эффективное управление - как со стороны корпоративного менеджмента, так и основного акционера и его представителей в совете директоров компании", - уверен доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.

Стоит отметить, что стремительность взлета "Аэрофлота" отражает и рейтинг Airline Business: так, еще в 2009 году авиакомпания занимала 12-е место. Беспрецедентный взлет позволил догнать грандов европейской авиации: Lufthansa, Air France-KLM и IAG. А возможно - и перегнать в будущем. Недаром Airline Business отмечает, что за последние 10 лет выручка "Аэрофлота" выросла почти в шесть раз, что выглядит особо впечатляющим по сравнению со стагнирующими результатами за этот же период европейских чемпионов.

"Это закономерный итог многолетней тяжелой работы и этап развития нашей гражданской авиации", -- радуется Роман Гусаров, главный редактор интернет-портала Avia.ru. Это особенно ценно, так как российская авиация, напоминает он, начинала с "низкого старта" в 90-е годы, когда рынок авиаперевозок переживал катастрофический спад. "Но в первое десятилетие нынешнего века был дан мощный толчок развитию авиации в целом и "Аэрофлота" - в особенности", - говорит эксперт.

По сравнению с финансовыми показателями 2011 года выручка Группы "Аэрофлот" в долларах США по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) увеличилась на 51% и составила 8 138 млн долларов США. Лидерские позиции "Аэрофлота" выглядят тем более значительно, если учитывать, что при составлении рейтингов Airline Business делает упор, в первую очередь, именно на экономической составляющей авиабизнеса.

Стоит отметить, что в мировых авиарейтингах издания Группа "Аэрофлот" занимает 23-ю строчку по объему выручки и 19-ю − по выполненному пассажирообороту. То есть, объем перевозок растет опережающими темпами. В 2012 году он составил 74,618 млрд пкм, превысив результат 2011 года на 61,9%, в то время как общий рост пассажирооборота европейских перевозчиков, по данным издания, составил 5,2%. По абсолютным значениям этого показателя рост "Аэрофлота" значительно опережает и рост отрасли гражданской авиации России. По аналогичному показателю в топ-200 авиакомпаний мира "Аэрофлот" укрепил свои позиции и поднялся на 27 строчку, увеличив в 2012 году объем перевозок до 50,532 млрд пкм, что на 20,3% превышает показатель выполненного пассажирооборота 2011 года.

Опережающий рост пассажирооборота указывает на то, что рост выручки авиаперевозчика идет не за счет удорожания перевозок, а благодаря созданию комфортных условий для пассажиров. Недаром "Аэрофлот" в 2013 году во второй раз стал обладателем престижной международной премии SkyTrax World Airline Awards в категории "Лучшая авиакомпания Восточной Европы". "Аэрофлот функционирует на конкурентном рынке, где есть огромный выбор перевозчиков. Вы можете передвигаться как на бортах российских компаний, так выбирать и иностранные, но значительная часть пассажиров выбирает именно "Аэрофлот", - справедливо указывает Кричевский.

Теперь "Аэрофлот" стал не только лидером европейского авиарынка, но и локомотивом мировой авиаиндустрии. Airline Business отмечает, что рост рынка европейских авиаперевозок в последние годы был обеспечен преимущественно за счет динамичного развития таких компаний, как "Аэрофлот". С каждым годом российский холдинг усиливает свое присутствие на рынке авиаперевозок Европы, что укрепляет роль национальной экономики России в общем европейском экономическом пространстве.

Таким образом, войдя в топ-5 крупнейших авиагрупп Европы по выручке, "Аэрофлот" укрепил не только позиции авиахолдинга на международном уровне, но и положительный имидж России на мировой арене. "Аэрофлот в своем развитии смог пройти несколько этапов: перебороть имидж "советского", перерасти имидж авиакомпании времен 90-х и вырасти в крупную современную европейскую авиакомпанию с очень положительным имиджем на рынке", - заключает Гусаров.

"Мне представляется, что это лучший показатель эффективности компании - когда люди со стороны начинают позиционировать "Аэрофлот" как один из лучших российских брендов, не связанных с сырьевыми отраслями. Это транспортно-логистическая компания, которая функционирует на конкурентном рынке, там нет особых преференций, которые могли бы способствовать росту показателей выручки. И это удар под дых тем, кто сегодня ратует за приватизацию "Аэрофлота", потому что мы имеем признанную во всем мире высокоэффективную компанию, носителя советского бренда, которая показывает, как можно работать, будучи преимущественно государственной компанией", - считает Кричевский.