Продолжительный и позиционный конфликт Испании с Великобританией из-за Гибралтара в минувшее воскресенье 4 августа 2013 года получил новый импульс для обострения после того, как министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсиа-Маргалло заговорил о возможных санкциях против находящегося под суверенитетом Великобритании Гибралтара и его жителей. Поводом к продолжающемуся вековому конфликту является спор из-за недопущения властями Гибралтара испанских рыбаков для ловли рыбы в свои территориальные воды. Ровно 300 лет назад Гибралтар перешел под юрисдикцию Великобритании, и, похоже, сейчас очередное политическое обострение у испанцев вокруг Гибралтара связано именно с юбилеем существования этой проблемы.

Новое обострение в двухсторонних отношениях вокруг Гибралтара началось две недели назад, когда власти самоуправляемой британской территории Гибралтар приступили к строительству бетонного мола в своих территориальных водах. Они объяснили свои действия намерением улучшить рыбные запасы его прибрежных вод после того, как они были опустошены орудовавшими сетями рыбаками из Испании.

Мадрид счел подобные меры, призванные оградить воды Гибралтара от использования их испанскими рыбаками, очевидным вызовом. Поэтому сразу же после начала строительных работ испанские власти усилили пограничный контроль на сухопутной границе с Гибралтаром. Подобные меры вызвали многочасовые очереди на палящей жаре проезжающих на пограничных пунктах Гибралтара и Испании. Гибралтар, в свою очередь, пожаловался в Европейскую комиссию на ужесточение пограничных проверок между Испанией и британским Гибралтаром. Пикантность ситуации связана с тем, что Гибралтар состоит в Европейском Союзе как часть Великобритании - ее "заморская территория". После вступления в силу в 2007 году Лиссабонского соглашения, на Гибралтар не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС и шенгенские соглашения. Испания же входит в Шенген и ее пограничный контроль на границе Гибралтара вполне законен. Заметим также, что Гибралтар не является и общей таможенной территорией ЕС. Однако граждане Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС.

В уже упомянутом интервью испанскому изданию ABC министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсиа-Маргалло к качестве возможных санкций против Гибралтара упомянул возможность проверки налоговыми властями Испании находящейся на ее территории собственности 6 тысяч граждан Гибралтара. Министр говорил о закрытии испанского воздушного пространства для самолетов, использующих аэропорт Гибралтара, а также о принуждении зарегистрированных в Гибралтаре online игровых компаний действовать по испанским законам. На практике это означает использование испанских серверов, если гибралтарские фирмы азартных игр собираются и дальше получать свой игровой куш с испанских граждан. Испания намерена воспрепятствовать доставке бетонных конструкций со своей территории, которые могут быть использованы для строительства мола в Гибралтаре. И самое главное - испанские власти готовы ввести налог в €50 за право въезда и выезда из Гибралтара. Они якобы намерены из этих денег компенсировать убытки испанским рыбакам, которых не допускают для лова рыбы в территориальные воды Гибралтара. Каждый день со стороны испанского городка Ла Линеа в Гибралтар на работу отправляются 6-10 тыс. испанцев. В соседней с Гибралтаром Андалусии уровень безработицы сейчас превышает средний по стране, который, в свою очередь, является рекордом для ЕС. Подобного рода плата станет карательной мерой против граждан Испании, которые регулярно ездят в Гибралтар на работу, и против Гибралтара, который нуждается в трудовых ресурсах. Подводя итог, министр иностранных дел Испании заявил, что для Гибралтара "вечеринка закончилась", т. е. "хорошие времена" миновали. Повсеместно считается, что правоцентристское правительство Мариано Рахоя в Испании заняло более жесткую позицию по отношению к Гибралтару, чем предшествующий левоцентристский кабинет.

Реакция Соединенного Королевства на претензии Испании к его заморской территории была мгновенной и ясной: "Компромисса по вопросу о суверенитете быть не может". В ночь на понедельник МИД Великобритании выразил свою "озабоченность". Форин Офис предупредил Испанию от "непропорциональных мер". Представитель министерства иностранных дел Великобритании заявил: "Премьер-министр дал понять, что правительство Великобритании будет выполнять свои конституционные обязательства перед народом Гибралтара и не пойдет на компромисс по вопросу о суверенитете... Наши разногласия с Испанией по поводу Гибралтара будут решены политическим путем через наши отношения как партнеров по ЕС, а не через непропорциональные меры, такие как задержки на границах, которые мы видели на прошлой неделе".

Британский премьер Дэвид Кэмерон, в свою очередь, на следующий день после выступления Маргалло через своего пресс-секретаря заявил, что он "серьезно обеспокоен" эскалацией напряженности на границе между Испанией и Гибралтаром. Пресс-секретарь премьера сообщил, что правительство Великобритании находится в "тесном контакте" с испанским правительством. Однако он отказался дать более подробную информацию о том, какие ответные шаги может предпринять Великобритания. Пресс-секретарь дал понять, что Британия ожидает от Мадрида выполнения взятых на себя обязательств по соглашению от 2006 года в Кордове, в котором, в том числе, рассматривается порядок пересечения границы между Испанией и Гибралтаром. Кордовский договор предусматривает создание трехстороннего форума для регулярного диалога между Великобританией, Испанией и Гибралтаром. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг в предшествующие выходные имел телефонный разговор со своим испанским коллегой по поводу ужесточения Испанией пограничного контроля с Гибралтаром, а в субботу МИД Великобритании вызвал посла Испании для дачи объяснений по этому вопросу.

В понедельник 5 августа британская пресса вышла на первых полосах с материалами, посвященными обострению ситуации вокруг Гибралтара. Были опубликованы и фото живущих на скале Гибралтара обезьян маготов. Посыл был недвусмысленен: по местному поверью Гибралтар будет британским до тех пор, пока жива хоть одна обезьяна на "Скале" - единственном месте обитания в Европе этих приматов. В связи с этим заметим, что среднегодовая температура Гибралтара составляет 18-21 градус Цельсия, а высота знаменитой "Скалы" 425 метров.

Жесткий ответ Испании последовал и от самих гибралтарцев. В понедельник 5 августа главный министр британской территории лейборист Фабиан Рикардо в интервью BBC Radio 4 Today сравнил Испанию с Северной Кореей и в связи с продолжающимся спором обвинил ее в "бряцании оружием". Риторику министра иностранных дел Испании он сравнил с действиями испанского диктатора Франко, который в ответ на провозглашение самоуправления Гибралтара 9 июня 1969 года закрыл границу между Испанией и этим британским владением, объявил о полной экономической блокаде, прекратил телеграфную и телефонную связь и морские перевозки, а также запретил испанским гражданам работать в Гибралтаре.

5 августа 2013 года Рикардо предупредил испанцев, что скорее "ад замерзнет", прежде, чем власти Гибралтара откажутся от строительства мола. Рикардо назвал "политическим безумием" угрозу испанских властей перекрыть воздушное сообщение Гибралтара.

Спор Испании и Великобритании из-за владения последней Гибралтаром продолжается уже ровно 300 лет. Флот Великобритании в 1704 году захватил Гибралтар во время внезапного набега в ходе войны за испанское наследство. В 1713 году по Утрехтскому мирному договору, навязанному Испании Англией и Францией, Гибралтар отошел к Великобритании. В 1830 году Гибралтар получил официальный статус колонии Великобритании. Стратегическое значение Гибралтара неизмеримо возросло после открытия в 1869 году судоходства по Суэцкому каналу, вдвое сократившего путь в Европу из Индии. Обладание "Скалой" (The Rock - другое название Гибралтара) давало возможность полного британского контроля над судоходством в Средиземном море. В 1964 году Гибралтар получил свою конституцию, а в 1969 году полное внутреннее самоуправление уже по новой конституции. Главой государства Гибралтар является королева Великобритании, которую представляет губернатор. В 2004 году жители Гибралтара впервые приняли участие в выборах в Европейский парламент по избирательному округу Юго-западной Англии.

Гибралтар это пятачок территории в 6,5 кв. км с населением в 29 тыс. человек, но со своей валютой. Береговая линия Гибралтара составляет всего 7 км. Но каждый день в эту гавань заходит около 300 кораблей. Каудильо Франко называл "Скалу" "кинжалом, воткнутым в спину Испании". Хотя правильней по текущей ситуации было бы назвать Гибралтар "занозой от англичанки", которая периодически вызывает политический зуд Мадрида. Не так было раньше. В ХVIII веке британский Гибралтар выдержал две кровавые продолжительные осады испанских войск, которых в последнем случае поддерживали французы. В 1940 году Гитлер предлагал свое содействие Франко для возвращения Гибралтара Испании. Франко тогда отказался, а Гибралтар в очередной раз продемонстрировал свое стратегическое значение в ходе II Мировой войны. Благодаря Гибралтару и Мальте англичане смогли удержать Африку вопреки блестящему военному гению Роммеля. В 1982 году британский премьер Маргарет Тэтчер во время Фолклендской войны вновь серьезно опасалась за уязвимость Гибралтара перед лицом возможной военной атаки со стороны Испании.

В новейшее время точкой отчета обострений отношений Испании и Великобритании из-за спора о владении Гибралтаром стал 1954 год, когда на 250-ю годовщину взятия Гибралтара колонию посетила новая королева Великобритании Елизавета II. В ответ власти Испании закрыли в Гибралтаре свое консульство и ввели ограничения на свободу передвижения между Гибралтаром и Испанией. Вновь с пограничными затруднениями Гибралтар столкнулся в 1969 году. По воле Франко Испания на 16 лет с 1969 по 1982 год закрыла границу с Гибралтаром для пешеходов, а в 1985 году вообще для всего трафика. Среди испанских внешнеполитических демонстраций следует упомянуть 1981 год, когда король Испании Хуан-Карлос бойкотировал посещение бракосочетания наследника британского престола и леди Дианы в связи с планами блистательной четы в медовый месяц посетить Гибралтар.

Тем временем "хитрые" предложения британцев о совместном суверенитете Великобритании и Испании над Гибралтаром были дважды отвергнуты гибралтарцами на референдумах в самом Гибралтаре в 1967 и 2002 годах. В последнем референдуме за британский суверенитет проголосовали 98,8% участвовавших в нем. В июле 2009 года в правление социалистов министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос стал первым за 300 лет министром Испании, посетившим эту захваченную у нее территорию. Казалось, это было знаком нормализации отношений вокруг Гибралтара. Однако новое правительство Рахоя обострило их вновь. В мае 2012 года дело дошло до столкновений на море полиции Испании с британской полицией Гибралтара. Правительство Гибралтара заявило, что лов испанцами рыбы большими сетями здесь незаконен, поскольку противоречит британскому закону об охране окружающей среды. Но испанцы, считающие Гибралтар своей суверенной территорией, в лице своего министра иностранных дел объявили, что поддерживают право испанских рыбаков ловить рыбу в его прибрежных водах и готовы его защитить. По причине этого конфликта испанская королева София демонстративно не приняла участие в праздновании 17 мая 2012 года юбилея на троне королевы Великобритании Елизаветы II. И вот теперь, спустя год, новое обострение векового конфликта, но на этот раз у сухопутной границы Гибралтара.

На днях редактор Gibraltar Chronicle Доминик Сирл создал версию о том, что новый конфликт вокруг Гибралтара в текущем году призван послужить дымовой завесой, чтобы прикрыть правительство премьер-министра Мариано Рахоя от обвинений в коррупции. Главная оппозиционная партия Испании - Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) назвала "эскалацией бравады" действия правоцентристского кабинета Испании по отношению к Гибралтару. Однако не все так однозначно. Экономика Гибралтара завязана на обслуживании расположенной здесь военно-морской базы НАТО Великобритании. Она зависит от туризма, игорного бизнеса и оффшорных банков. Обратим внимание на то, что объектом атаки со стороны испанского правительства стал бурно развивающийся в Гибралтаре уже десять лет игровой бизнес, тесно связанный с оффшорным статусом этой заморской территории Великобритании. Налоговая система Гибралтара практически идентична налоговой системе Гонконга. Действующая в Гибралтаре ставка корпоративного налога с 1 июля 2009 года была снижена до 10%, что вполне позволяет Гибралтару конкурировать с Кипром. Гибралтар является территорией в Европейском союзе, на которой не взимается НДС. Под "дешевым флагом" на Гибралтаре зарегистрировано около семидесяти кораблей европейских судоходных компаний. По-видимому, в Мадриде сейчас решили воспользоваться идущим в ЕС наступлением на оффшоры. Как бы там ни было, но Европейская комиссия явно столкнулась с двусмысленной ситуацией, созданной Испанией вокруг британского оффшора на 300-летие британского суверенитета над Гибралтаром.

Европейская редакция ИА REGNUM