В пятницу 2 августа 2013 года британский Guardian опубликовал на своем информационном ресурсе статью под названием "Центр правительственной связи (GCHQ): внутри совершенно секретного самого большого британского шпионского агентства".(1) Авторство означенной публикации принадлежит трем авторам: Нику Гопкинсу, Джулиану Боргеру и Люку Хардингу. Материал является продолжением серии Guardian разоблачений от Сноудена. Еще 21 июня 2013 года Guardian опубликовал полученную от Сноудена информацию о программе британской секретной службы Центра правительственной связи (UK Government Communications Headquarters - GCHQ) под кодовым названием "Tempora" и о тесном сотрудничестве этой британской спецслужбы с американским АНБ.

Цель авторов публикации была посредством сухо сформулированных документов заглянуть внутрь системы GCHQ в то время, когда политики, включая премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и министра иностранных дел Уильяма Хейга, пытаются оправдать практику электронного шпионажа. Для подготовки последнего материала журналисты Guardian, как следует из текста, использовали ряд секретных документов, которые освещают характер деятельности британского секретного агентства электронного шпионажа и его сотрудничество с американцами. При этом речь идет о внутренних совершенно секретных документах собственно британской GCHQ. Они достаточно широко цитируются. В частности, речь идет о Плане деятельности GCHQ за 2009 год, докладе Центра операций кибербезопасности GCHQ и т. д. Сразу возникает вопрос: как эти документы могли оказаться в распоряжении американца Сноудена, связанного по службе с американскими ЦРУ и АНБ? Как бы там ни было, мы обратим внимание на фактологическую сторону последней разоблачительной публикации от Сноудена.

В триаде британских спецслужб GCHQ, подобно своему американскому аналогу АНБ, является самой крупной и наиболее затратной организацией. Как следует из доклада директора GCHQ Иена Лоббана, эта организация имеет бюджет в £1 млрд., при общих бюджетных затратах на спецслужбы Великобритании в £1,9 млрд. Это означает, что GCHQ получает содержание чуть превышающее по совокупности бюджет британского ведомства контрразведки MI5 и разведки - MI6. Специальные офицеры связи прикомандированы GCHQ к MI5, MI6 и Soca (Serious and Organised Crime Agency - британское агентство борьбы с организованной преступностью). GCHQ представлена своими сотрудниками и в аппарате кабинета министров, поскольку отвечает за разработку стратегии кибербезопасности Великобритании.

Главный центр GCHQ находится в Челтенхеме - городском поселении и округе графства Глостершир в центральной части Англии в 143 км от столицы Великобритании. Челтенхем является городом-побратимом российского Сочи. Подобно Сочи, Челтенхем - популярный в Великобритании курорт. В наши дни он обязан своей международной известностью не штаб-квартире GCHQ, а расположенному поблизости ипподрому. Впечатляет вид здания штаб-квартиры GCHQ в Челтенхеме, являющегося британской репликой на американский Пентагон в Вашингтоне. Здание штаб-квартиры GCHQ в просторечии его сотрудники зовут "пончиком". Во время его строительства в 2002 году это был крупнейший строительный проект в Европе. Утверждается, что в здании штаб-квартиры GCHQ в Челтенхеме сейчас работой занято 6100 сотрудников этой организации.

Работу в Челтенхеме в GCHQ по британским меркам, с точки зрения Guardian, нельзя назвать хорошо оплачиваемой, особенно по сравнению с частным сектором. Но, по крайней мере, младший аналитик GCHQ получает здесь £25 тыс. в год. В штате GCHQ работает много высококвалифицированных математиков и программистов.

Организация GCHQ в Челтенхеме идет в ногу со временем. Поэтому наряду со скучным клубом шахматистов, внутренним информационным бюллетенем "Криптос" для решения сложных головоломок, GCHQ обзавелся собственным Прайд-клубом для своих сотрудников-лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров. Это странный мир декодирования, продаж тортов, программирования и викторины пабов, - пишет Guardian. Аналитики британской GCHQ вместе со своими коллегами из американской АНБ под прикрытием участвовали в Глобальном конгрессе по мобильной технологии в Испании в 2010 году. В духе конспирации на конгрессе, увидев своих коллег-союзников из США британцы сделали вид, что незнакомы с ними.

Команды аналитиков из GCHQ теперь имеют полномочия и технические возможности задействовать непосредственно информационную систему ХХI века с тем, чтобы заглянуть в жизнь других людей, - констатирует Guardian. Программа Tempora дает агентству доступ к трафику идущему по волоконно-оптическим кабелям так, что позволяет сохранять весь объем перехваченной информации на срок до 30 дней. Основным делом GCHQ всегда был "сбор информации на основе перехваченных сообщений". Агентство по-прежнему занимается этим, но времена подслушивания чужих телефонных разговоров через подключение к медным проводам давно миновали. Мир обзавелся компьютерами, планшетами и мобильными телефонами. Проблемой теперь стало найти ценную информацию в океане цифрового трафика. Как свидетельствует один секретный документ, за последние пять лет количество материалов, к которым получила доступ GCHQ увеличился на 7000%, а количество обрабатываемого материала на 3000%. Повседневную практику GCHQ авторы публикации из Guardian называют "тихой войной" - "silent warfare". В одном цитируемом в Guardian секретном документе утверждается, что "Великобритания разрабатывает и тестирует наступательный кибер потенциал, хотя политика еще не поддерживает всех потенциальных возможностей". Как следует из секретного обзора, британское правительство потратило £650 млн. на кибер-безопасность в 2010 году. Половина из этой суммы пошла на развитие наступательных способностей против других государств.

В июне 2010 года новый центр кибер развития был открыт на базе GCHQ в северном Корнуолле в Бьюд. Он является центром для анализа перехваченных данных спутниковой связи и интернет трафика. С тех пор, пишет Guardian, GCHQ и министерство обороны Великобритании разрабатывают секретную программу обеспечения вооруженных сил новым кибер-оружием, как объясняет документ, "для достижения желаемого эффекта в преддверии или во время конфликта". Кибер-оружие - это еще одно средство вооруженной борьбы наряду с военно-воздушными силами, военно-морским флотом и наземными силами, - полагают британцы.

В качестве основных противников Великобритании в организуемой и планируемой GCHQ кибер-войне рассматриваются Китай и Россия. В частности в Guardian цитируется 33-х страничный доклад Центра операций кибер-безопасности GCHQ: "Китай является крупным игроком на мировом рынке телекоммуникаций. Помимо угрозы промышленного шпионажа для поддержания этой позиции, есть неотъемлемый риск того, что китайское оборудование используется в разведывательных целях". Руководство GCHQ полагает, что "китайский промышленный шпионаж является единственной серьезной угрозой американской технологии... Различные компании Великобритании стали его объектами и потеряли большие объемы данных". В докладе утверждается, что в России "действует сложная, современная и успешная кибер-программа, которая использует обширную и глобальную интернет-инфраструктуру. Программа использует широкий спектр вредоносного ПО, и представляет собой серьезную угрозу для британских сетей". Далее в секретном британском документе утверждается: "Департаменты правительства Великобритании оцениваются как приоритетные цели для России. Деятельность эта, скорее всего, носит постоянный характер. Правительство, промышленность и академические институты в целом ряде секторов оказались мишенью. Россия, как считается, представляет угрозу для коммуникаций Великобритании в различных странах, и данные Великобритании могут быть в опасности из-за отсутствия контроля Великобритании за сетями за ее пределами".

В то время как кибервойна рассматривается как одна из приоритетных задач агентства, у него есть еще две другие актуальные технологические проблемы, которые рассматриваются с равной значимостью. GCHQ озабочено ростом количества смартфонов и широким использованием интернет-провайдерами шифрования для защиты частной жизни пользователей Интернета. Об этом свидетельствует отчет британской службы, датированный декабрем 2011 года.

В июле 2012 года GCHQ распространил документ, который поставил задачу работать в контексте, поставляемом современными мобильными устройствами. GCHQ полагает, что к 2015 году 90% всего интернет-трафика будет поступать из мобильных телефонов. В мире уже используется около 100 млн. смартфонов. "Мобильные телефоны уже гораздо больше, чем просто телефоны, и они будут продолжать развиваться в будущем. GCHQ играет в догонялки. Наше использование мобильных устройств является фрагментированным и несогласованным", - признается в документе. Руководство GCHQ полагает, что пришло время открыть еще один проект, касающийся мобильных устройств. "Не только сбор голосов и SMS, и поиск местоположения телефона", - говорится в документе, - "но получение разведданных от всех дополнительных функциональных возможностей, предлагаемых iPhone и BlackBerry".

"Мир становится мобильным. Мобильная телефония уже обогнала стационарные телефоны... Google Apps уже имеет более 30 миллионов пользователей. Это хорошая новость. Это позволяет нам использовать мобильные преимущества", - оценивается состояние в другом документе GCHQ. Конечная цель, которую ставит перед собой GCHQ - амбициозна. GCHQ намеревается "использовать любой телефон в любом месте в любое время". Мобильный проект был включен в программу GCHQ "Mastering the Internet programme" (MTI), созданной для захвата как можно большего контента из мирового Интернета. В распоряжении Guardian оказались документы, которые свидетельствуют о "прогрессе" мобильного проекта GCHQ. Британская спецслужба в состоянии "раскалывать" сотни мобильных приложений, смотреть шаблоны поиска, электронную почту, слушать разговоры многих мобильных сервисов. Является ли эта деятельность законной? - задает вопрос Guardian. По крайней мере, как свидетельствует один документ, датированный 8 февраля 2011 года, GCHQ полагал, что "правовые гарантии в настоящее время хорошие".

Документы, оказавшиеся в распоряжении Guardian, свидетельствуют, что одной из самых насущных задач, которые ставит перед собой GCHQ, является обеспечение запросов своих американских союзников. Подобная практика развилась из сотрудничества США и Великобритании сначала в годы II Мировой войны, а потом и в годы Холодной войны. Исходной точкой стала миссия лорда Лотиана по поручению премьер-министра Уинстона Черчилля в США для переговоров с президентом Франклином Рузвельтом о сотрудничестве разведслужб двух стран. Черчилль предложил американцам достижения англичан в области создания радаров. В обмен он просил у американцев "определенную информацию технического характера". На основе сотрудничества во время войны между двумя странами были созданы сложные отношения обмена разведывательной информацией. В 1947 году Великобритания и США вместе с Канадой, Австралией и Новой Зеландией заключили соглашение о сотрудничестве разведывательных служб. Документ был известен, как "секретный договор". Эта беспрецедентная сделка между англо-саксонскими странами родила даже такое понятие, как "UKUS". Секретный альянс в компетентных кругах на Западе получил название "Пять глаз" (Five Eyes). Великобритания имела сильные позиции в этом соглашении, поскольку могла предложить США территории по всему миру в своих бывших колониальных владениях для создания баз прослушивания американской АНБ, в частности, в таком "интересном месте", как Гонконг. Великобритания предоставила базу своих военно-воздушных сил Мэнвит Хилл в Хэррогэйте в Северном Йоркшире для создания американского центра спутниковой разведки и электронной разведки в Европе. В разведывательном сотрудничестве США и Великобритании есть единственный сложный эпизод. В 1973 году президент США Ричард Никсон отдал приказ прекратить обмен разведывательной информацией с британцами в "наказание" за излишне настойчивое стремление британского премьера Эдварда Хита в Европу. Последовавшая смена правительств в обеих странах оказалась, в том числе, в интересах разведывательного сообщества двух стран.

С тех пор, как американская АНБ стала крупнейшей разведывательной организацией в мире, британский GCHQ все больше и больше в финансовом и техническом отношении подпадала в зависимость от американцев. Это и отражают документы, представленные Guardian Сноуденом. В частности, они предъявляют платежи американцев британской GCHQ за сотрудничество в электронной разведке. GCHQ ежегодно получает десятки миллионов фунтов стерлингов за работу от своего старшего партнера - американской АНБ. За эту плату АНБ получает сотрудничество в области криптографии и возможность использования у себя британской программы Tempora. АНБ потенциально имеет доступ ко всему материалу и уточненным разведданным, собранным GCHQ. В документе 2011 года GCHQ сообщал, что предоставил американскому АНБ 36% "сырой информации" из перехваченного трафика. И, наконец, самое главное: британский GCHQ подменяет американское АНБ там, где присутствие американцев по каким-либо причинам нежелательно. Британский вклад в разведывательное сотрудничество заключается в том, что британцы могут беспрепятственно шпионить за американскими гражданами, а потом передавать значимые результаты американской АНБ. Подобная возможность рассматривается как важная "точка продажи" для Вашингтона. GCHQ утверждает, что именно оно предоставило информацию, благодаря которой были предотвращены теракты в США. Конкретно речь идет о попытке взрыва самолета в Детройте на Рождество 2009 года Умаром Фаруком Абдулмуталлабом. Другой случай касается попытки взрыва автомобиля на Таймс-сквер в Нью-Йорке 1 мая 2010 года Файзалом Шахзадом. "Нас будут использовать в полной мере из-за наших уникальных точек продаж географии, партнерства, правового режима Великобритании и нашей квалифицированной рабочей силы", - значится в одном документе GCHQ. В Британии более мягкое законодательство, регулирующее деятельность разведки, и более либеральные, нежели в США, законы о прослушке и скрытом наблюдении.

В 2009 году АНБ дал GCHQ за сотрудничество £22,9 млн. В 2010 году в полугодовом отчете GCHQ значилось, что он получил £118 млн. от министерства внутренних дел, министерства обороны Великобритании и американского АНБ. Конкретно вклад АНБ тогда составил £39,9 млн., из них £4 млн. - за помощь в Афганистане, £17,2 - за разработку Интернет проектов, £15,5 - на развитие инфраструктуры базы GCHQ в Бьюде. "Инвестиционный портфель" 2011/12 годов GCHQ насчитывал £150,7 млн., из которых £34,7 млн. поступило от американского АНБ. Недавно Великобритания выразила готовность создать главный американский разведывательный центр на Ближнем Востоке на британской военной базе на Кипре. АНБ оплачивает половину расходов на содержание британского разведывательного центра в этом островном государстве.

Американское финансирование делает британскую спецслужбу особенно чувствительной к выполнению совместных проектов с американцами. В декабре 2009 года GCHQ выпустил документ, отражавший стратегическое видение британцами ситуации. Сокращение интереса американцев к американо-британскому разведывательному сотрудничеству, по мнению руководства GCHQ приведет к уменьшению британского доступа к информации и уменьшению "инвестиций" в разведывательную деятельность в интересах Великобритании. Похоже, что британским гражданам неприятны союзничество, обусловленное кэшем, и зависимость подобного рода от США, о чем и свидетельствует рассмотренная нами публикация в Guardian.

Источник:

(1) GCHQ: inside the top secret world of Britain's biggest spy agency // http://www.theguardian.com/world/interactive/2013/aug/01/gchq-spy-agency-nsa-edward-snowden