Белорусские учёные оказались неспособными к реформированию научной сферы постсоветской Белоруссии, поэтому данную работу сделают чиновники, которые еще не определились со своими запросами от науки. Об этом 5 августа в Минске заявил Александр Лукашенко на совещании по вопросу развития научной сферы Белоруссии.

"Научное сообщество вместе с государственными служащими постоянно жалуется на недостаток финансирования научной сферы. Да, наукоемкость ВВП у нас в разы ниже по сравнению с технологически развитыми странами. Но если вы утверждаете, что наша наука повернулась лицом к практике, то почему только государство платит и должно платить за разработки ученых? А производственные, коммерческие предприятия?" - сказал Лукашенко. Он отметил необходимость использования государственного заказа в стратегически важных сферах, а к финансирование других направлений осуществлять за счёт внебюджетных средств.

"Платить шальных денег мы с 1 января никому не будем, в том числе и ученым. А ученым, прежде всего, потому что ученые - умные люди, должны заработать и себе, и государству", - цитирует официальное информагентство БелТА руководителя республики.

"Поэтому зачем же мы будем выбрасывать из бюджета деньги, не получая должной отдачи, и в то же время будем отдавать последние деньги на прорывные направления. Там, где мы будем видеть и чувствовать, что мы получим результат, мы будем отрывать от всего и ученым отдавать последние деньги, потому что они окупятся", - сказал Лукашенко. Он отметил также: "Не было такого случая, чтобы наука не окупалась. В советское время рубль десять приносил, как было принято говорить".

Оценивая перспективы проведения в Белоруссии фундаментальных исследований, Лукашенко сказал: "У нас не такая большая и богатая страна, чтобы развивать широкий спектр подобных исследований. И вопрос, наверно, даже не в этом. Вопрос в том, насколько они нужны нам, эти фундаментальные исследования, и насколько мы будем успешны, занимаясь теми или иными фундаментальными направлениями. Я смотрю на это прагматично, чтобы не выбросить деньги на ветер. Лучше мы потратим деньги на несколько прорывных направлений, скажем, грядущего 6-го технологического уклада, а также будем дальше развивать те направления, где в Белоруссии сложились мировые научные школы, например, оптика, лазерная физика, теплофизика, биоорганическая химия и материаловедение, как фундамент для развития прикладных исследований и высшего образования".

"Вопрос еще состоит в том, если это не надо стране и перспективы не видится, но вы видите, это завтра можно продать, - пожалуйста, занимайтесь. Договаривайтесь с Китаем, Россией, Америкой - кем угодно. Пусть они финансируют вас, а они с удовольствием будут финансировать, если будут видеть, что завтра будет нормальный продукт", - добавил он.

"Нужно в кратчайшие строки провести оптимизацию организаций всей научной сферы и, прежде всего, Национальной академии наук Белоруссии, - сказал Лукашенко. - Сегодня академия - целое государство в государстве, свыше 120 всякого рода научных, производственных, социальных организаций с 18 тыс. человек, из которых только треть работников является исследователями. Почему мы не видим весомой отдачи от столь внушительного потенциала?".

"Правительство, другие государственные органы и структуры должны определиться: что именно мы хотим от науки? Какие задачи перед ней ставим? Что у нас в приоритетах? Наука должна четко понимать эти вещи", - заявил Лукашенко. Он отметил также: "Если мы хотим добиться весомой отдачи от научных исследований на производстве, нам нужно восстановить отраслевую науку, придать ей роль проводника передовых технологий на каждом конкретном предприятии, которую она играла, допустим, в советский период".

Лукашенко указал на необходимость разработать действенный механизм обновления кадрового потенциала научной сферы, отметив: "Нужен взвешенный, эволюционный подход, который позволит, сохранив все лучшее, придать белорусской науке новое дыхание. Нужно не обижать молодых и свято беречь тех, кто составляет интеллектуальный золотой фонд страны".

На выработку программы реформирования белорусской науки Лукашенко отвёл три месяца, заявив: "В ноябре мы пригласим широкий круг научного сообщества и, принципиальнейшим образом разобравшись, утвердим новую программу деятельности науки в целом".

"Мы шаг за шагом, тихонько, аккуратно, по-белорусски, постепенно двигаемся в этом направлении. И те шаги, которые мы предприняли, пусть они незначительны, ни в коем случае не могут послужить аргументом для тех, кто хотел бы нас покритиковать в очередной раз, - сказал руководитель постсоветской республики. - Более того, я предпринимал в этом научном сообществе шаги только тогда, когда ученые, к сожалению, оказались не способными внести свои предложения".

"Я несколько раз поручал: предложите хотя бы 1-2 шага по реформированию науки. Ответов не было. Тогда приходилось действовать исходя из того, как в государстве руководство эту проблему понимало. Мы шли очень аккуратно, как по тонкому льду, чтобы не навредить", - сказал он.

"Я это говорю к тому, что появится очень много "умных" людей, которые скажут, что, вот, Лукашенко опять бежит вслед за Россией или еще за кем-то. Вы знаете о попытке реформировать Академию наук в России, - сказал Лукашенко. - Это абсолютно не имеет ничего общего с той реформой, которую проводим мы. Мы не ставим во главу угла и не претендуем на то, чтобы рулить в Академии наук, управлять учеными, тем более делить собственность, которую сегодня арендуют у государства научные институты, - Господь с вами, управляйте, если вы можете это эффективно делать".

Как сообщало ИА REGNUM, за последние три года Александр Лукашенко неоднократно выступал с критикой состояния дел в научной сфере Белоруссии. Он распорядился в очередной раз реформировать Академию наук, сократив её финансирование, а также пообещал увеличить зарплаты белорусским учёным при условии, что они сами займутся коммерциализацией своих разработок.