Гендиректор "Уралкалия": Развал Белорусской калийной компании был неизбежен

Москва, 5 августа 2013, 13:02 — REGNUM  Прекращение торговли через СП "Белорусская калийная компания" российским "Уралкалием" - закономерный шаг, отражающий реалии рынка, которые еще не в полной мере осознаны. Об этом в опубликованном 5 августа интервью российской газете "Ведомости" заявил гендиректор российской компании Владислав Баумгертнер.

"Честно говоря, если бы мы могли жить и дальше так, как жили до сих пор, мы бы с удовольствием продолжали это делать, реализовывая стратегию "цена превыше объема", работая с "Беларуськалием" через БКК, наслаждаясь высокими мультипликаторами и высокой рентабельностью. То, что произошло, случилось не потому, что нам так захотелось, а потому, что так сложились объективные обстоятельства", - заявил гендиректор "Уралкалия", комментируя смену стратегии российской компании, отказавшейся торговать через БКК - сбытовому СП, созданному совместно с госкомпаниями Белоруссии.

По словам Баумгертнера, "определенные проблемы с белорусскими партнерами" не удалось решить ни с помощью созданной по указанию Александра Лукашенко комиссии, ни с помощью переговоров на уровне председателя Совмина Белоруссии Михаила Мясниковича и представителями владельца белорусского госпредприятия "Беларуськалий" - госконцерна "Белнефтехим". "Очевидным это стало на калийном рынке в декабре прошлого года, когда вышел указ Александра Григорьевича о том, что "Беларуськалий" может продавать продукцию не только через БКК, но и через независимых трейдеров, не аффилированных с БКК и не согласующих ни объемы, ни ценовые параметры. Фактически так создавалась внутренняя конкуренция. До поры до времени это выглядело как давление белорусской стороны на российского партнера с целью получения преференций в наших внутренних дискуссиях, которые всегда были, но неизменно носили рабочий характер. Но с какого-то момента рынок начал чувствовать, что за этим указом стоят реальные действия, которые белорусская сторона собирается предпринимать", - сказал гендиректор "Уралкалия".

"Переговоры шли до последнего момента на всех уровнях: мы доносили свою мысль о том, что БКК - уникальный проект, который занял лидирующее положение на рынке и позволил заработать большие деньги и для "Беларуськалия", и для "Уралкалия". Но, видимо, наша аргументация воспринималась или как блеф, или как пустые слова. Все это время мы просили вторую сторону отменить данный указ, чтобы дать ясный сигнал рынку о том, что мы по-прежнему вместе и выступаем единым фронтом. К сожалению, этого не произошло. В июне в Беларуси работала согласительная комиссия, в рамках которой мы договорились практически по всем пунктам, кроме основного - о восстановлении эксклюзивности поставок через БКК и отмене указа. Окончательное решение должно было быть принято на совещании у Лукашенко, где руководитель комиссии г-н Румас должен был сделать соответствующий доклад. Совещание состоялось 22 июля, но указ так и не был отменен. После этого мы увидели, что на рынке появляются письменные предложения от различных трейдеров, которые предлагают товар от лица "Беларуськалия", и дальше мы стали перед выбором: или смотреть и наблюдать, как разваливается БКК, или начать действовать на опережение", - сказал гендиректор "Уралкалия".

"Одно дело, когда играет такая небольшая компания, как "Сильвинит", и совсем другое, когда отдельно играет "Беларуськалий". Кроме того, по-другому в 2013 г. выглядела сама ситуация: сознание североамериканских производителей существенно изменилось. На конференциях с инвесторами они стали не исключать того, что имеет смысл поменять стратегию и больше объемов размещать на рынке. К сожалению, за этими заявлениями последовали действия: в первом полугодии БКК серьезно потеряла в объемах, которые ушли в основном к Canpotex. В том числе это было одним из упреков нам от некоторых наших белорусских оппонентов. БКК теряет в объемах и уступает позиции Canpotex, так в чем смысл реализовывать стратегию "цена превыше объема"? "Раз БКК не умеет работать, то бессмысленно отменять указ, наоборот, нужно запускать продажи через независимых трейдеров, которые смогут наверстать объемы", - говорили они. Ослабление рынка шло с разных сторон, и, по сути, мы оказались между молотом и наковальней, будучи при этом лидером рынка и обладая уникальными конкурентными преимуществами. Тогда перед нами встал вопрос: если мы обладаем таким сильнейшим арсеналом, то почему мы должны финансово страдать, находясь при этом в ситуации неопределенности? При том что внешняя конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции и экономика фермеров фантастически хороши. При таких хороших условиях мы не смогли добиться высоких цен и к тому же ограничены объемом продаж. Дальше последовал логичный шаг", - пояснил Баумгертнер.

"Мы не считаем реакцию рынка такой уж сильной и неадекватной. Да, все произошло достаточно быстро. Очевидно, что инвесторы должны были подобным образом отреагировать, потому что теперь картина калийного мира существенно поменялась. И сегодня мы оказались в ситуации, когда важно обращать внимание на себестоимость, маржинальные производители должны испытывать на себе естественное давление рынка. То, что это произошло за один день, наверное, не очень приятно, но по-другому мы поступить не могли. Компания не делала каких-либо специальных заявлений - лишь раскрыла, что решила больше не осуществлять экспортные продажи через БКК. А дальше мы просто отвечали на естественные вопросы журналистов. Что будет делать компания, выйдя из БКК? Чтобы реализовывать стратегию "цена превыше объема", мы недостаточно велики, поэтому в этом нет экономической логики. А значит, нужно максимизировать выручку другим способом, и этот способ - максимизация объемов. Не нужно быть управленческим гением, чтобы до этого дойти. Следующий вопрос - что тогда будет происходить с ценами? И здесь мы все знаем, как работают рынки commodities: нужно смотреть на состав производителей, на себестоимость маржинальных игроков - и это будет ориентиром того, как будут меняться цены. На вопрос, какая будет цена, честным ответом является: "Я не знаю". Но тренд движения цен очевиден. Раз увеличиваются объемы, то цены могут идти до себестоимости маржинальных производителей, а это около $250 за 1 т. А значит, вскоре мы можем увидеть такие показатели", - констатировал гендиректор "Уралкалия".

"Людям понадобится время осознать, что это не шутка, не временная ссора между "Уралкалием" и "Беларуськалием". Большинство обладателей проектов greenfield еще раз пересчитают их экономику и будут вынуждены эти проекты закрывать, списывая то, что было инвестировано. В противном случае это будет означать максимизацию убытков. Думаю, что существующие производители пересмотрят программы расширения. В том числе это касается и "Уралкалия", который может увеличить мощность до 14 млн т и на этом уровне будет работать несколько лет. Остальные проекты расширения будут отложены. Но и это будет большой прорыв: фактически мы реально увеличим производство на 30-40% мощности. Это поможет компенсировать снижение выручки от падающей цены, - добавил Баумгертнер, отметив перспективы роста калийного рынка.

"Всю прошлую неделю рынок концентрировался на негативных сторонах произошедшего, но придет время - и понемногу люди начнут считать, делать новые прогнозы и поймут, что, да, началась новая жизнь, но даже в новых условиях существует крайне мало отраслей, похожих на калийную по своей эффективности и фундаментальным показателям. Да, она будет работать по-другому, но попробуйте найдите такую отрасль, которая находится в такой хорошей спортивной форме. Это оздоровление рынка. Я не возьму на себя смелость заявлять, что мы это сделали от большого желания. Мы это сделали вынужденно - исходя из обстановки, сложившейся в Беларуси. Но раз уж так все произошло, мы увидели для себя огромное количество плюсов, за которые мы собираемся держаться всеми силами", - констатировал Баумгертнер. " В Беларусь мы не вернемся, но, если речь пойдет о консолидации с "Беларуськалием" в другой юрисдикции, что даст все дополнительные преимущества для дешевого долгосрочного финансирования, да, это возможно", - подчеркнул он, констатируя невозможность дальнейшего сотрудничества в рамках БКК.

Как сообщало ИА REGNUM, 30 июля российская компания "Уралкалий" распространила заявлении о прекращении продаж своих удобрений через БКК и намерении наращивать объёмы продаж через свою швейцарскую дочернюю структуру. ЗАО "БКК" была учреждена в 2005 году и являлась эксклюзивным экспортером калийных удобрений производства ОАО "Беларуськалий" и ОАО "Уралкалий" (объединившегося с другим российским производителем - "Сильвинитом"). В БКК белорусскому госмонополисту "Беларуськалий" принадлежит 45% акций, еще одному белорусскому госмонополисту - "БЖД" ("Белорусская железная дорога) - 5% и 50% принадлежит российскому частному предприятию "Уралкалий". В 2012 году БКК обеспечивала экспорт около 43% экспорта хлористого калия на мировом рынке. Заявление "Уралкалия" вызвало падение его акций на московской бирже. В свою очередь руководство "Беларуськалия" 31 июля заявило о намерении принять новую стратегию экспорта своей продукции через БКК в связи с прекращением работы с БКК российского партнёра. Западноевропейские эксперты сравнили распад белорусско-российского сбытового СП для мирового калийного рынка с выходом Саудовской Аравии из ОПЕК.

Также напомним, "Уралкалий" и "Беларуськалий" давно экспортировали свою продукцию не через структуры БКК. Преемником БКК должна была стать создаваемая компания "Союзкалий" с офисом в Швейцарии, однако представители Совмина Белоруссии и "Уралкалия" не смогли договориться об условиях сотрудничества и начало работы новой компании было перенесено на весну 2014 г. После прекращения продаж продукции "Уралкалия" через БКК её эксклюзивным поставщиком осталось белорусское госпредприятие. До БКК российские и белорусские калийные удобрения реализовывались через московскую "Международную калийную компанию", её сменила БКК, а Soyuzkali GmbH, как отмечают эксперты, может не состояться.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail