16 октября началось очередное 9-ое пленарное заседание Госсобрания (Ил Тумэн) республики Саха (Якутия) 3-его созыва. Утверждена повестка, состоящая из 29 проектов республиканских законов, 15 проектов федеральных законов, 14 законодательных инициатив и обращений в Государственную думу законодательных органов субъектов РФ и 13 вопросов, по которым предстоит принять постановление.

Первым обсужден вопрос "О согласовании кандидатуры для назначения на должность прокурора республики Саха (Якутия)". Согласно законодательству, перед парламентом с представлениями-рекомендациями выступили президент Якутии Вячеслав Штыров и заместитель генерального прокурора РФ Константин Чайка. Затем перед депутатами выступил кандидат в прокуроры республики Николай Мельников, работающий с 1997 года заместителем прокурора Ростовской области. После всестороннего обсуждения представленной кандидатуры, Госсобрание (Ил Тумэн) РС(Я) приняло постановление о даче согласия на назначение на должность прокурора РС(Я) Николая Мельникова, 1955 года рождения, уроженца города Иркутска, доктора юридических наук.

С докладом о проекте закона "О государственном бюджете республики Саха (Якутия) на 2004 год" выступил министр финансов Эрнст Березкин, с содокладом - председатель постоянного комитета парламента по бюджету, финансам, ценовой и налоговой политике Александр Уаров.

В 2004 году прогнозируется добыть 19 тонн золота, 11,2 миллионов тонн угля, 79 тысяч тонн газоконденсата, алмазов на 1901 миллион долларов США. Налоговые и неналоговые собственные доходы составят 20,9 миллиардов рублей, что равняется 64,1% всех доходов бюджета. Несмотря на повышение минимального размера оплаты труда в 1,33 раза, поступления из федеральных источников в республику остаются на уровне 2003 года. В частности, поступление средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ планируется в сумме 9,8 миллиардов рублей. Таким образом, доходная часть госбюджета-2004 предположительно к уровню 2003 года вырастет на 11%, расходная часть - на 19%. Дефицит бюджета-2004 ожидается в размере 2,5 миллиарда рублей.

Развернулись бурные дебаты о том, почему в проекте бюджета, по сравнению с 2003 годом, значительно сокращены объемы финансирования республиканских целевых программ и приоритетных направлений, таких как охрана здоровья населения, забота о семье и детях, социально-экономическое развитие села, поддержка малого предпринимательства, обеспечение занятости населения, развитие малочисленных народов Севера и другие. В проект закона включен перечень статей, пунктов и подпунктов статей ряда законов, действия которых могут быть приостановлены, ввиду финансовой необеспеченности механизма их исполнения.

Дефицит бюджета планируется покрыть выпуском ценных бумаг на 1,53 миллиарда рублей, получением кредитов на 568 миллионов рублей и продажей государственной собственности. Многоопытный депутат, председатель профильного постоянного комитета парламента Александр Уаров отметил: "Это - не бюджет развития, даже не бюджет выживания, а финансово-кризисный бюджет, самый сложный, самый непопулярный бюджет в моей практике".

После длительного обсуждения депутаты приняли проект закона "О государственном бюджете РС(Я) на 2004 год" в первом чтении, правительству РС(Я) и постоянным комитетам парламента поручили в месячный срок доработать законопроект с учетом всех высказанных предложений и критических замечаний.

Парламент рассмотрел проект закона "О внесении изменений и дополнений в закон РС(Я) "Об учителе". Как отметил докладчик, вице-премьер республики Александр Власов, законопроект касается интересов 8,4 тысяч работников сферы образования и разработан в связи с приведением его в соответствие с федеральным и республиканским законодательствами или переходом на местное самоуправление. Дискуссия развернулась не о размере зарплаты, а о доплатах, установленных республиканскими нормативными актами, которых не признает федеральный центр. Закон "Об учителе" понят расширительно и охватил всех работников отрасли. И теперь в условиях перехода на самоуправление, когда большинство школ переданы в муниципальные образования, источник и система оплаты труда претерпели изменения. Большинство депутатов настаивали изыскать 200 миллионов рублей для сохранения нынешнего уровня доходов работников образования. Но где их взять? Долгие дебаты, голосование и переголосование о том, принять законопроект в первом чтении или нет, результатов не дали. Поэтому парламент принял решение направить законопроект в правительство республики Саха (Якутия) для доработки.

Всего в первый день заседания депутатами были рассмотрены 15 вопросов, сообщило ЯСИА.