В татарских деревнях Чувашии стали появляться эмиссары религиозно-экстремистских организаций

Чебоксары, 2 августа 2013, 13:13 — REGNUM  В ряде сельских населенных пунктах Чувашской Республики, преимущественно с татарским населением, стали появляться пропагандисты религиозно-экстремистских организаций "Джамаат Таблиг" и "Хизб-ут-Тахрир". Об этом сообщил корреспонденту ИА REGNUM руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов, регулярно совершающий мониторинг деятельности радикал-исламистов на территории Поволжья.

"Несколько раз на заседании Общественного совета татарского села Шыгырдан Батыревском районе Чувашии обсуждалась проблема появление эмиссаров пакистанской секты "Джамаат Таблиг" на территории деревни, где в одной из мечетей они начали вести пропагандистскую работу среди молодежи", - комментирует ситуацию исламовед, добавляя, что "уже установлено, что таблиговцы приехали из Ульяновска". По словам Раиса Сулейманова, членов "Джамаат Таблиг" легко вычислить: они просят пустить их ночевать в мечети, ходят в пакистанской одежде, при этом активно агитируют молодежь. Обеспокоенность вызывает и ситуация в деревне Урмаево, что отмечают и другие наблюдатели. А в городе Канаш появилось такое явление как "дагват на такси", когда уже "хизб-ут-тахрировцы" работают "таксистами-бомбилами", где начинают вести агитацию среди пассажиров. "Вначале такие водители начинают спрашивать у клиента "Кто ты по вероисповеданию?", "А ты знаешь, что самая лучшая религия - это ислам?", а потом в зависимости от того, кто перед ними сидит, исламисты начинают углублять свою пропаганду: если пассажир оказывается мусульманином, то с ним уже говорят о халифате и приглашают на свои собрания, если немусульманин, то предлагают для начала почитать брошюры", - рассказывает Сулейманов о методике миссионерской работы членов "Хизб-ут-Тахрир". Сам эксперт отмечает, что ситуация пока некритическая, татары Чувашии в массе своей относятся настороженно к подобным агитаторам, проявляют бдительность, но сам факт попыток проникновения и закрепления фундаменталистов должен настораживать.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов в татарские села Чувашии уже пытались проникнуть фундаменталисты из Татарстана в бытность правления во главе мусульманской общины этого региона ваххабитского муфтия Гусмана Исхакова (1998-2011), однако шыгырданцы подобные наезды отражали, а непрошенных гостей, начинавших разговоры о "чистом исламе", либо сдавали в милицию, либо вывозили на границу с Татарстаном и там высаживали, требуя, чтобы они больше не приезжали в Чувашию. "Сплоченность, умение распознать залетных "гастролеров" радикальных экстремистских течений, четкое следование традиционному для Поволжья исламу ханафитского мазхаба, уважительное отношение к православному окружению, законопослушность и сотрудничество с государственными органами позволяли татарам Чувашии всегда избегать влияния фундаменталистов на себя, и радикал-исламисты в течение двадцати постсоветских лет не могли проникнуть в этот регион Поволжья, однако в этому году вылазки эмиссаров экстремистских движений участились", - описывает ситуацию Сулейманов, добавляя, что на фоне ситуации в Пензенской области и Мордовии, где в крупных татарских деревнях духовная власть находится в руках радикал-исламистов, Чувашия выглядит островком стабильного развития и укрепления в татарских деревнях традиционного ислама.

Стоит отметить, что татарская община Чувашии считается самой небольшой по численности (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 34 214 татар) по сравнению с другими регионами Поволжья, однако именно ей удается благодаря сплочению противостоять влиянию исламских фундаменталистов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.