В 2002 году Государственная пожарная служба перешла из подчинения МВД в подчинение МЧС. А с 1 октября 2003 пожарная служба области перешла в подчинение ГУ ГО и ЧС Архангельской области.

Но, как сообщили корреспонденту ИА REGNUM - Архангельские Новости независимые источники, пожарные за прошедший год так и не поняли смысла и целей проходящей реформы. Все предыдущие годы они работали на основании Федерального и областного законов "О пожарной службе". Изменение их статуса произошло не на основании нового закона, разработанного в правительстве, утвержденного в Государственной Думе и подписанного президентом, а по предложению, выдвинутому МЧС и одобренному президентом. Если бы реструктуризация пожарной службы шла на основании новых законов, сегодня можно было бы говорить о первых итогах реформы. Сейчас же складывается странная ситуация: пожарные действуют на основании старого закона "О пожарной службе", а структурно подчиняются ГО и ЧС. В закон была лишь внесена поправка, изменяющая название. По этой поправке, пожарные стали самостоятельной службой в составе МЧС со своей структурой руководства и, самое главное, со своим финансированием.

Вот уже полтора года пожарные находятся в подвешенном состоянии. Неизвестно останутся ли звания у пожарных, что будет с финансированием. Как говорят сами пожарные: "В нашей стране реформа пожарной и спасательной службы поставлена с ног на голову. Во всем мире на базе пожарной службы созданы пожарно-спасательные подразделения. При выезде на задание пожарные едут в своей машине, оснащенной специальным оборудованием, спасатели - в своей машине, со своим оборудованием, парамедики - в своей. Если муниципалитет не настолько богат, чтобы иметь несколько специализированных машин, то пожарные, спасатели и парамедики едут в одной машине. Но врач никогда не пойдет в огонь, а пожарный не станет принимать роды.

По оценкам специалистов, новичок становится опытным пожарным, за которого можно не бояться на объекте, примерно за пять лет. Спасатель становится опытным за такой же срок. Если же человек будет заниматься и тем, и другим, и третьим (например, в состав ГО и ЧС в сентябре 2003 года вошла инспекция маломерных судов), то профессионалом он не станет никогда.