Руководство Гагаузии обеспокоено вносимыми молдавскими властями изменениями в структуру финансовых отчислений автономии, ставящими Гагаузскую автономию в полную финансовую зависимость от Кишинева. Как сообщили 30 июля корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе башкана (главы) Гагаузии, об этом заявил на заседании Исполкома (правительства) автономии башкан Михаил Формузал.

Речь идет об уже принятых парламентом Молдавии в двух чтениях изменениях и дополнениях в закон "О местных публичных финансах". Согласно предложенным поправкам, в бюджет Гагаузии будет поступать лишь 25% от сборов подоходного налога с физических лиц (сейчас - 100%), и по 50% от сборов подоходного налога с юридических лиц (сейчас - 100%), НДС на товары и услуги, произведенные и оказанные на территории Гагаузии (сейчас - 100%) и акцизов на подакцизные товары, произведенные на территории Гагаузии (сейчас 100%). Осенью парламент Молдавии намерен утвердить закон в окончательном чтении.

По мнению башкана Гагаузии, принятие закона в таком виде радикализирует и "взорвет" гагаузское общество. "Есть закон об особом правовом статусе Гагауз Ери, до сих пор бюджетная сфера вовремя финансировалась, мы участвуем во всех государственных программах. Зачем менять структуру финансовых отчислений, чтобы показать, что Гагаузия какая-то попрошайка? Есть процедура нивелирования бюджета, и она функционирует во всех странах", - заявил Формузал.

По его словам, правительство Гагаузии "работает на то, чтобы пришло время, когда мы будем полностью самодостаточны и еще будем перечислять деньги от нас центру". "Изменение этого законодательства сейчас просто радикализирует гагаузское общество и взорвет ситуацию. А это никому не нужно", - подчеркнул Михаил Формузал.

Специальное заявление об отношении к данным планам властей Молдавии приняло и Народное собрание (парламент) Гагаузии. В документе отмечается, что "правительство Республики Молдова фактически предлагает уменьшить отчисления от общегосударственных налогов (НДС, акциз, подоходные налоги) в бюджет Гагаузии, заменив образовавшийся бюджетный дефицит трансфертами, то есть нарушить сложившийся уже на протяжении многих лет механизм бюджетных отношений между Молдавией и Гагаузией". По мнению депутатов, это приведет к "неминуемым отрицательным экономическим последствиям для Гагаузии, в части уменьшения вариативности и самодостаточности ее бюджета".

Кроме того, в Народном собрании подчеркнули, что планы Кишинева противоречат закону об особом правовом статусе автономии. "Сложившиеся межбюджетные отношения позволяют оставлять в бюджете автономии практически все налоги, в том числе общегосударственные, формируемые на территории Гагаузии. Данный фактор демонстрировал автономность развития Гагаузии, как одной из главных отличительных особенностей, по сравнению с другими районами страны", - отмечается в заявлении НСГ.

Согласно подсчетам депутатов, если в настоящее время бюджет Гагаузии на текущий год на 52,4% состоит из трансфертов из государственного бюджета Молдавии, то принятие соответствующей инициативы увеличит долю трансфертов в бюджете Гагаузии до 72,5%. "Это сделает Гагаузию еще более дотационным регионом и увеличит ее зависимость от трансфертов из государственного бюджета. Кроме того, высокая дотационность бюджета автономии серьезно затруднит развитие региональных отношений, повышение самостоятельности и ответственности органов публичной власти Гагаузии. Потенциально это может привести и к уменьшению интереса со стороны органов власти Гагаузии по развитию институциональных возможностей для расширения собственных доходов, в том числе путем повышения эффективности деятельности служб по сбору налогов. В политическом плане создаётся прецедент по снижению статуса Гагаузии, что не будет принято народом автономии", - отмечается в документе. В этой связи парламент Гагаузии обратился к высшему руководству Молдавии и международным дипломатическим миссиям, аккредитованным в Кишиневе, с просьбой сохранить существующий порядок формирования бюджета Гагаузии и не принимать закон, предусматривающий внесение дискриминационных по отношению к Гагаузии и её бюджетному устройству изменений и дополнений в законодательство страны.

Напомним, в конце июня инициативная группа собрала в Гагаузии более 5 тыс. подписей под документом, предлагающим в качестве реакции на постоянное нарушение молдавскими властями закона об особом статусе Гагаузии провести референдум о выходе из состава Молдавии и возврате в рамки независимой Гагаузской Республики, провозглашенной 19 августа 1990 года, а также о вступлении Гагаузии в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана или в Евросоюз.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента в тот период времени висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.