Фарид Салман: "Сирия в чем-то похожа на Россию"

Москва, 30 июля 2013, 12:43 — REGNUM  Массовые протесты против правления исламистов в Египте, Сирии, Тунисе, продемонстрировали общественную раздробленность в считавшихся "безусловно исламскими" странах Ближнего Востока, позволив предположить общий закат "арабской весны". Одновременно возросла угроза для немусульманского населения в этих странах, и усилился экспорт радикального исламизма в сопредельные государства, в том числе и в Россию. Как российские мусульмане реагируют на эти события, ИА REGNUM сообщил известный богослов, председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор Центра изучения Корана Фарид Салман.

ИА REGNUM: Как российские мусульмане оценивают падение режима "Братьев-мусульман" в Египте?

Политическая демагогия с использованием "мусульманской" фразеологии - это одно, а умение выстраивать экономический курс, общенациональный диалог с многочисленными общественными и религиозными слоями общества - это другое. Падение режима "Братьев-мусульман" было прогнозируемо в самом начале бесславной эпопеи этого движения. Об этом говорили многие эксперты и специалисты.

Потеря власти политиканами от ислама в Египте, нарастание общенационального противостояния в Тунисе - это доказательство того, что исламисты не в состоянии руководить египетским, тунисским или каким-либо другим обществом. Это доказательство того, что эти политиканы ничего общего не имеют ни с исламом, ни с реальностью. Это - банальное желание захватить власть, насадить свои бредовые идеи, создать средневековый режим.

В чем преуспели египетские "Братья-мусульмане", так это в том, что они оказались в состоянии разрушить египетское общество, ввергнуть его во все возрастающее национальное противостояние. Египет - центр арабского мира, религиозной мысли, СМИ, науки, культуры, сегодня оказался на грани полномасштабной гражданской войны. К сожалению, исходя из того, какие заявления недавно были сделаны потерявшим рассудок Юсуфом Кардави (духовный лидер "Братьев-мусульман" - прим. ИА REGNUM), исключать возникновение гражданской войны в Египте нельзя.

ИА REGNUM: Некоторые наблюдатели заявляют, что "Братья-мусульмане" пришли к власти демократическим путем, а вот свергли их незаконно...

Эти наблюдатели совершенно верно говорят, когда речь идет о том, каким путем пришли к власти египетские исламисты. Таким же образом, используя демократические институты, к власти в секторе Газа в свое время пришла группировка ХАМАС. Таким же демократическим путем и в нарушение многих установлений ислама они начали демонтировать демократические институты власти, насаждая свои далекие от ислама и демократии порядки. Вспомните всего лишь один эпизод из годичного правления Мухаммеда Мурси: как он пытался наделить себя поистине диктаторскими полномочиями. Поэтому правомочно или этично ли говорить о незаконном отстранении Мурси от власти? Дальнейшее нахождение этого движения у руля могло привести к непредсказуемым последствиям.

ИА REGNUM: События в Турции с протестами против политики Реджепа Эрдогана - это тоже часть "арабской революции" на Ближнем Востоке, распространившейся и на Анкару?

Турецкое государство на протяжении почти девяти десятилетий развивалось по фактически "французской схеме". Ислам, как основа турецкого общества, был помещен в такие рамки и границы, что возникал вопрос о его перспективах. Приход к власти Партии справедливости и развития создавал условия для полноценного и постепенного возвращения ислама в турецкое общество. Возвращение идеологии должно быть постепенным, разумным, на основе общественного консенсуса и не в ущерб.

Однако турецкое общество, особенно в крупных промышленных и курортных городах, оказалось неготовым принять все инициативы премьер-министра Реджепа Эрдогана. Это с одной стороны, а с другой - проект "неоосманизма". Возьмем лишь одно направление - сирийское. Не урегулирована пока замалчиваемая тема Искендеруна - Армянского (Александреттского) залива, судьба города Антакии и близлежащих земель, плюс взаимная подозрительность, не совсем гладкие исторические моменты взаимоотношений, национальные трения - вот неполный список проблем.

Прекрасно известно, как трудно шел диалог с Сирией, каковы были отношения ранее. Но ведь удалось прийти к прорыву в отношениях. Сотрудничество шло на пользу каждой из сторон. Однако непонятно: в обмен на какие краткосрочные дивиденды турецкая сторона в открытую вмешалась в сирийские события, открыла границу с Сирией для международного террористического отребья? Каким образом на территории Северной Сирии оказались бандиты из Афганистана, Пакистана, Киргизии, Туркменистана, китайского Туркестана и множества других стран и территорий?

На долгие годы будущее турецко-сирийских отношений станет заложником этой непонятной линии в нынешней турецкой внешней политике. Никакая страна не потерпит вмешательства в ее внутренние дела, тем более помощь врагам, и, тем более, террористам, уголовникам и грабителям. Плюс внутренняя, курдская проблема. Вмешательство в сирийские события стало тем ключом, что открыло турецкий ящик Пандоры.

Вялотекущая ситуация в турецкой части Курдистана грозит перерасти в полномасштабное столкновение. Иракский Курдистан, фактически, - независимое государство. По этой или максимально близкой к иракской модели могут пойти и сирийские курды. Тем более что курды в Сирии показывают свою приверженность идеям и большой, и малой Родины. Будут ли турецкие курды в такой ситуации молчать? Наконец, общий экономический кризис и, в особенности, в Европе не может не оказать свое отрицательное влияние на турецкую экономику. Кажется, уже два столетия, как Турция грезит Европой. Разумный вопрос: зачем? На мой взгляд, Турция ценна тем, что она является крупнейшей мусульманской демократией. И не следовало бы ей в ущерб своей уникальности терять лицо в обмен на интеграцию с ЕС.

Все эти моменты в совокупности привели к тому, что турецкое общество разделилось на противников и сторонников политики нынешнего премьер-министра. Большинству арабских стран вообще не приходится говорить о демократии, а уж тем, в которых есть таковая - далеко до демократии турецкой. Считаю, что это не отголосок "арабской зимы" или "весны", но совершенно иное явление, являющееся составной частью глобального проекта по дестабилизации ситуации в странах Старого Света.

ИА REGNUM: Удар по исламизму в Египте и беспорядки в Турции дали карт-бланш Башару Асаду в Сирии, который не скрывал радости по поводу событий в Каире. Позволят ли эти события прекратить кровавую вакханалию, развязанную в Сирии так называемой "демократической оппозицией"?

Нужно сказать о том, что ни египетское, ни турецкое общества не в восторге от игр своих политиков. Народы Египта и Турции очень далеки от политических игр Каира и Анкары. Порой одна сирийская, турецкая, египетская семья, в силу общего исторического османского прошлого, живут на три страны. Участие Египта и Турции в сирийских событиях на стороне лже-оппозиции, совершенно очевидно, не отвечает ни краткосрочным интересам этих стран, ни далекой перспективе.

Несмотря на то, что режим Мурси закрыл сирийское посольство в Каире и призывал к свержению сирийского президента, новая законная власть поправила эту ошибку. Изменения в Каире имеют очень большое значение для Сирии в деле окончания международной террористической агрессии на ее земле. Генералитет в Египте, военные прекрасно понимают, что террористы, имеющие египетский паспорт, постараются вернуться в Египет. А то, что далеко не все просто и хорошо в Египте, показывает продолжающаяся и поныне спецоперация на Синае. Египетские террористы уж точно не будут выступать за новую власть. Направлению египетских террористов в Сирию способствовал сам Мухаммед Мурси, который, как никто другой, был заинтересован в том, чтобы сирийский филиал "братков" от ислама мог получить свою возможную нишу на "будущей" сирийской политической арене.

Среди стратегических ошибок нынешнего турецкого руководства - не только ввязывание в сирийские события на стороне сирийской лже-оппозиции, но и допуск на свою территорию террористов всех мастей. Для Анкары, думаю, "час Х" в сирийском вопросе пока еще не пробил. Он настанет тогда, когда обнаружится факт того, что нахождение такого количества членов международного исламистского террористического интернационала угрожает государственной безопасности страны, а курдский вопрос в Турции пересечет красную линию. Не исключено, что все это приведет к нарушению территориальной целостности Турецкой Республики.

ИА REGNUM: Для многих остается загадкой, как Башару Асаду удается так долго сопротивляться. Три года - это неплохо для "кровавого тирана, угнетающего свой народ"...

Термин "кровавый диктатор" - изобретение Запада. Реальные диктаторы в целом ряде арабских государств и поныне правят в них, получив статус "друзей Запада". В отношении президента Башара Асада термин "кровавый диктатор" неприменим по одной простой причине: Сирия - демократическое государство, в которой демократия отвечает развитию общества, национальным интересам и традициям, то есть в ней принята форма суверенной, а не западной или прозападной демократии.

Несмотря на экономические трудности и другие проблемы, народ в Сирии не голодал. Более того, в рамках арабо-мусульманской традиции сирийцы в свое время приютили миллионы палестинцев, ливанцев, иракцев, беженцев со всего арабского мира.

Практически в каждом сирийском доме, семье были и даже сейчас, в условиях войны, есть спутниковое телевидение. Информация доступна, даже информационные каналы идеологического противника никто не глушит. Это тирания?

Если бы форма демократии, существовавшая в Сирии до начала известных событий, господствовала на всем Арабском Востоке то, думаю, арабы, наконец, вылезли бы из того состояния, в котором они находятся и по сей час.

Я далек от идеализации, но говорить о "кровавости" режима Асада просто невозможно. Этого не было. Судить же о жестокости приговоров по отношению к уголовникам, насильникам, предателям Родины - это другая тема. Сирийцы сегодня защищают свою Отчизну, семьи, наследие. Волею судьбы, будучи президентом этой страны, сирийский гражданин Башар Асад также защищает Сирию в силу своих полномочий и возможностей.

ИА REGNUM: Те, кто в России сочувствует "палестинскому делу", разочарованы предательством ХАМАС по отношению к Асаду, ведь Дамаск всегда помогал палестинцам. Можно ли после этого относиться к исламистам как к надежным партнерам?

ХАМАС - группировка, нанесшая непоправимый ущерб делу палестинского единства. Поэтому здоровой части движения настало время сбросить этот тяжкий груз, пройти курс самоочищения и дать оценку предательскому заигрыванию руководителей ХАМАСа с врагами Палестины. Однозначно то, что ХАМАС, являясь ответвлением "Братьев-мусульман", - ненадежный партнер, который может в любое время вонзить кинжал в спину.

ИА REGNUM: Выступив за свержение законного правительства Сирии, ХАМАС, получается, предал и Россию?

Однозначно. Поэтому, на мой взгляд, необходимо говорить о реалиях и всесторонне поддерживать только законное руководство Палестины в лице президента Махмуда Аббаса. Кроме того, выскажу, может быть, смелую мысль. Настает момент принуждения конфликтующих сторон в этом регионе к миру. Тем более что в международной практике есть хорошие примеры подобных действий. Пока международный квартет, международные спонсоры ближневосточного процесса, международные инстанции не вынудят конфликтующие стороны войти в эпоху мира, этот конфликт будет тлеть и разгораться снова, провоцируя волну террора и экстремизма.

ИА REGNUM: Наблюдатели говорят, что события в Сирии показали стремление вбить клин в суннитско-шиитский мир на Ближнем Востоке, столкнув два течения в исламе. Вы согласны?

Попытки вбить клин были всегда, но сегодня эти попытки стали более интенсивными. Одним из эффективных видов оружия стал интернет. Потребителям информации буквально навязывается та или иная точка зрения. Идет оболванивание масс: суннитам навязывают мысль, что главными врагами ислама являются шииты, а шиитов убеждают в том, сунниты - первейшие злодеи. Эта технология была апробирована в Ираке. Сейчас похожее происходит и в Сирии.

Дело дошло до того, что боевики-джихадисты там выкопали пречистое тело одного из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), известного как Хиджр бен Удей (довольстие Аллаха ему!), спрятали его и преподнесли это злодеяние как борьбу с... шиизмом! Поэтому сейчас насаждается мысль о том, что бедные сирийские сунниты угнетаются алавитским или нусейритским меньшинством, которое на самом деле - "не мусульмане". Естественно, подобные байки предназначены для несирийской суннитской аудитории, которая должна воспылать гневом в отношении шиитов.

Сирия всегда была самым толерантным из арабских обществ. Здесь не было значимых проблем внутри- и межконфессионального характера, таких, как в соседнем Ливане, Ираке или Египте. Сирийское общество всегда было самым сознательным на Арабском Востоке. Остается надеяться на то, что оно выдержит это испытание и останется таковым.

На постсоветском пространстве примером добрых суннитско-шиитских отношений являются взаимоотношения между этими ветвями ислама в Азербайджане. Легендарная личность, наш современник - шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, глава мусульман Азербайджана. Он - шиит, его заместитель - суннит. Его неутомимая деятельность на ниве служения исламу и интересам единой уммы является достойным примером подражания. Но многое еще предстоит сделать нашим ученым мужам на международной мусульманской арене ради того, чтобы преодолеть взаимную подозрительность и непонимание. Остается надеяться на то, что с Божьей помощью нам удастся сохранить единство уммы перед глобальными вызовами подобного характера.

ИА REGNUM: Все чаще из различных стран Ближнего Востока приходят сообщения о зверствах исламистов в отношении "неверных". Регулярные нападения на христиан, публичные казни священников с отрубанием голов, сожжение церквей - список можно продолжать. Если исламисты возьмут верх, что останется от христианского Востока?

Понятие "христианский Восток" просто исчезнет. После этого возьмутся за традиционный ислам. Не случайно, что в Сирии синхронно уничтожают мусульманские мавзолеи и христианские монастыри, уничтожают христианское наследие в захваченных церквях и монастырях, глумятся над пречистыми телами и могилами домочадцев и сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему!), покоящихся в сирийской земле. Для ваххабитского отребья, что мусульмане, что христиане - суть одно и то же, это язычники, которые не заслуживают жизни и мира.

ИА REGNUM: Повлияло ли падение режима "Братьев-мусульман" в Египте на мусульманскую умму России?

Как и во всем мире, мнение российской уммы разделилось. Эта весть вызвала радость тех, кто ратует за традиционные исламские ценности, далек от политиканства и политического лицемерия. И опечалило тех, кто разделяет воззрения этого движения, сочувствует им или же оказался в плену интернет-иллюзий.

ИА REGNUM: Со стороны части исламских политологов и востоковедов звучали призывы снять с "Братьев-мусульман" статус террористической организации, которой ее признал Верховный суд России в 2003 году. Как вы расцениваете такие призывы?

Думаю, что призывать к признанию "Братьев-мусульман" сейчас - это уже признак профессиональной некомпетентности. Действия "Братьев-мусульман" в Египте и за его пределами говорят об их сути. Решение Верховного суда РФ по этому вопросу очень верное.

ИА REGNUM: Исламское духовенство в Сирии на себе испытало, что такое ваххабизм. Убийство в мечети известного суфийского богослова Рамадана аль-Бути 21 марта 2013 года стало лишним свидетельством того, что несет ваххабизм мусульманам. Как донести правду о ваххабизме до правоверных в России?

Мусульманское духовенство, представляющее традиционный для России ислам, интеллигенция, специалисты и просто рядовые мусульмане заинтересованы в том, чтобы узнать из первых уст о том, что представляют собой "защитники" ислама на сирийской земле, что они там делают. Сирия в чем-то похожа на Россию: традиции добрых отношений между представителями различных религиозных течений сформировались не в рамках западного понятия "толерантность", а на основе принципов добродетели и человеколюбия, мусульманского понятия гармонии и христианской модели любви.

Недавно мы посетили Дамаск, провели встречи с Верховным муфтием Сирийской Арабской Республики Ахмадом Бадруддином Хассуном, с сирийским духовенством. Российская делегация также приняла участие во встрече Верховного муфтия Сирии с европейскими политическими, религиозными и общественными деятелями. Была достигнута договоренность о том, что сирийские ученые скоро встретятся с российским мусульманским духовенством, студенчеством, академическими кругами, специалистами - востоковедами и исламоведами. Молю Творца благословить это намерение и осуществить его в ближайшее время.

ИА REGNUM: Известно, что духовный лидер "Братьев-мусульман" Юсуф Кардави осудил убийство аль-Бути. Как это понимать?

В исламе таких как Кардави называют "мунафиками", то есть лицемерами. Он сам, фактически, призывал к убийству тех духовных лиц, кто занял патриотические позиции и не предал свою Родину. Именно он призывал к искоренению подобных шейху Рамадану аль-Бути духовных лиц и ученых мужей. На Кардави - кровь не только шейха аль-Бути, ливийского лидера Муамара Каддафи, но и многих тысяч имамов, христианских священников, деятелей культуры, науки, простых ливийцев, египтян, сирийцев, тунисцев. Сейчас он призывает к бунту и крови в Египте. Видимо, кровь совсем растворила его совесть и стыд, но Господь суров в наказании. В отношении же тех, кто внешне был ученым и во зло использовал свои знания, страшно представить, каким будет Божье наказание.

ИА REGNUM: Сегодня в рядах боевиков в Сирии воюют сотни российских ваххабитов. Что будет с этими людьми? Чего ждать России, если эти "сограждане" вернутся домой?

Законы войны - простые. Эти ваххабиты и прочие "-иты" оказались на сирийской земле с намерением творить преступления. Сирийцы мужественны и сильны. Думаю, они хорошо знают, как поступить с этим "террористами-интернационалистами". А России нужно сделать все, чтобы эти элементы в Россию вообще не возвратились. Их возвращение будет означать террор и насилие под конфессиональными лозунгами.

ИА REGNUM: В России растет число муфтиятов. При этом в некоторых областях уже не один, а порой пять или шесть муфтиятов. Нужно ли это?

Да, есть такие области. И число муфтиев в России уже превысило 90. Что можно сказать по этому поводу? Думаю, мы близки к тому периоду, когда число муфтиятов может стать больше 100 и 200. Беда в том, что размножаясь в геометрической прогрессии, мусульманские централизованные организации вообще далеки от понятия "муфтият". Понятие "муфтий" - понятие духовное, а не административное. В наших условиях подавляющее большинство российских муфтиев - администраторы и хозяйственники, но не духовники. Если задаться вопросом, сколько "фетв" (т. е. религиозно-правовых решений) издано нашими российскими муфтиями за 20 с лишним лет современной российской истории, то вряд ли вы получите внятный ответ. Все это печально, но, слава Аллаху, ситуация все же начинает меняться.

ИА REGNUM: Каким образом?

Совсем недавно по поручению главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова при Духовном управлении мусульман Чечни создан комитет "Фетва". Его возглавил председатель ДУМ ЧР, досточтимый муфтий Султан-хаджи Мирзаев. В этот комитет вошли представители и Департамента по связям с религиозными и общественными организациями администрации главы и правительства ЧР, и видные богословы. Вот эта модель достойна изучения, подражания и применения в наших российских условиях. В условиях недостатка отечественных богословов, отвечающих нормам традиционного российского ислама, коллективный орган принятия и издания фетв - это лучший метод решения возникающих богословских проблем. Вообще, нужно отметить, что благодаря усилиям Рамзана Кадырова, ислам, мусульманские структуры в Чечне становятся моделью для подражания в других духовных организациях страны.

ИА REGNUM: Как обстоят дела в Татарстане?

Хороший вопрос. Когда мы говорим о понятии "российский ислам", мы подразумеваем, что это союз "татарского" и "кавказского" ислама. В будущем, когда число "муфтиятов" достигнет критической массы, думаю, мы все же придем к модели создания и функционирования двух централизованных духовных управлений: татарского и кавказского.

Казань всегда являлась духовным ориентиром мусульман Внутренней России и Сибири. Сегодня, несмотря на объективные трудности, Духовное управление мусульман Республики Татарстан становится объединяющим началом татарского народа. Духовный глава мусульман Татарстана муфтий Камиль Самигуллин выстраивает модель взаимоотношения со всеми духовными центрами России вне зависимости от их административной принадлежности.

Не случайно и то, что в рамках деятельности ДУМ Татарстана будут решаться вопросы, связанные с общетатарским богословским наследием. Год за годом проводится Всероссийский татарский мусульманский форум. В муфтият Татарстана зачастили гости, желающие изучить опыт его взаимодействия с различными конфессиональными, общественными и национальными центрами. Естественно, что все это стало возможным благодаря пониманию президента Татарстана Рустама Минниханова роли и значения ислама в жизни татарского народа. Даст Бог, положительный и эффективный опыт духовных управлений в Татарстане и Чечне станут основой для будущего интеграционного процесса на духовном поле.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail