Июль месяц - середина 2013 года, как раз накануне каникул продемонстрировали рост пессимизма в ЕС относительно перспектив Евросоюза и его валюты евро. После "исторических решений" начала сентября прошлого года председателя Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги выкупать облигации кризисных стран ЕС, в Европе с каждым месяцем рос оптимизм - вера в то, что пик кризиса суверенных долгов уже пройден, и впереди вырисовывается перспектива экономического роста. Но не прошло и года после начала призрачной стабилизации, как новый виток финансовой нестабильности стартовал в Европе. Начался он после 22 мая 2013 года - дня, когда председатель совета управляющих Федеральной резервной системы Бен Бернанке во время своего выступления в объединенном комитете по экономике Конгресса США заговорил о возможном начале сворачивания выкупа Федеральной резервной системой долговых обязательств уже в конце этого года. Заявление Бернанке дестабилизировало рынки заимствований и открыло цикл повышения стоимости долговых обязательств в нестабильной финансовой зоне евро - в Европе.

Месяц спустя частные политические кризисы на юге Европы дополнительно усугубили заданную за океаном негативную тенденцию. Сначала греческий правительственный кризис в конце июня, а за ним и португальский в начале июля, а потом опять греческий стали доказательством того, что достигнутая усилиями председателя ЕЦБ Марио Драги и канцлером Германии Ангелы Меркель финансовая стабилизация в еврозоне крайне неустойчива.

Поэтому неслучайно, что, согласно опубликованного на прошедшей неделе во вторник 23 июля отчета французского инвестиционного банка Natixis, греческий Кипр и Португалия, фактически, являются неплатежеспособными. И это, несмотря на все текущие заявления ЕС о стабилизации финансов этих стран. "Очевидно, что механизм стабилизации в еврозоне отсутствует", - делается конечный вывод в отчете, который заинтересовал информационный ресурс Евросоюза EUobserver.

Означенный частный вывод, однако, подкрепляется июльскими публикациями текущей статистики центрального статистического бюро Евросоюза (Eurostat). 22 июля 2013 года Eurostat опубликовал данные o состоянии национального долга стран-членов Евросоюза в первом квартале 2013 года. Они свидетельствуют о том, что, несмотря на проводимую с 2012 года в Евросоюзе жесткую политику контроля за бюджетными расходами и масштабное сокращение последних, национальный долг стран-членов Евросоюза продолжает расти. Правда, рост удалось несколько замедлить. При этом, как и следовало ожидать, в худшем положении оказалась именно еврозона Евросоюза. В абсолютном исчислении государства Евросоюза на начало лета 2013 года в общей сложности должны своим кредиторам 11 триллионов 111 миллиардов 990 миллионов евро - почти что один годовой ВВП ЕС!!! В первом квартале 2013 года самый высокой уровень национального долга относительно ВВП страны-члена в Евросоюзе имели именно в еврозоне: Греция (160,5%), Италия (130,3%), Португалия (127,2%) и Ирландия (125,1%). Заметим, что Грецию и Португалию уже вновь политически лихорадит. Крайне нестабильным остается положение правительства в Италии.

17 июля 2013 года Eurostat опубликовал данные по промышленному производству в странах-членах Евросоюза. Оказалось, что в мае 2013 года в ЕС оно сократилось по сравнению с апрелем того же года на 0,3%. При этом, что важно, сокращение промышленного производства в большей степени отмечено в Германии (-2,6%) и Польше (-2,8%). Польша в 2012 году была единственной страной в Центральной Европе, которая демонстрировала экономический рост. Что касается старой Европы, то лишь на севере в мае 2013 года только Швеция и Нидерланды показывают небольшой рост (+1,7%; +1,1%). Опубликованная Eurostat статистика помимо промышленности демонстрирует и состояние в строительстве. Оказалось, что впечатляющее падение в строительстве в преддверии лета в мае 2013 года в Евросоюзе показали: Польша (-28,6%), Чехия (-15,5%), Словакия (-12,1%) и на юге Европы - Португалия (-12,2%).

Вне всякого сомнения, репликой на ухудшение экономической и финансовой ситуации и стали политические кризисы в конце июня и в июле в самом слабом на сегодняшний день звене Европейского Союза - в Португалии и Греции. Обе страны юга Европы сейчас продемонстрировали, что в обоих случаях заданные принципы конкретного антикризисного управления не работают. Получается, что в Европе переоценили скорость, с которой бюджетные реформы возможно осуществлять в этих странах. И, хотя политический кризис в Португалии был преодолен к середине июля и не закончился падением правительства Пасуша Коэлью, по его завершении президенту страны Анибалу Кавако Силва так и не удалось усадить за один стол для переговоров по выработке определенного им "пакта национального спасения" коалиционные правящие Социал-демократическую партию и Народную партию с оппозиционной Социалистической партией. Предлагая "пакт" ведущим политическим силам страны, президент, на самом деле, предполагал дать международным инвесторам и тройке кредиторов - ЕС, МВФ и Европейскому центральному банку, некоторые гарантии того, что пользующиеся поддержкой примерно 80% избирателей основные партии Португалии, по-прежнему, привержены антикризисной программе страны, и что и дальше правительство в интересах международных кредиторов будет придерживаться финансовой дисциплины. Тем не менее, как видим, это не удалось, и угроза досрочных выборов в Португалии с непредсказуемым результатом по-прежнему висит над страной. Ясно, что при таких условиях обещанной стабилизации в Португалии, подкрепленной надежными экономическими и финансовыми показателями, в этом году так и не наступит. Страна не вернется в этом году, как было обещано, на рынок заимствований. Теперь финансовую стабилизацию в Португалии ждут в следующем 2014 году с ростом ВВП в 0,3%. Правда, здесь надо отметить одно достижение - благодаря предпринятым мерам дефицит внешнеторгового баланса Португалии в 2013 году сократился почти на треть.

Что касается Греции, то очередным тяжелым испытанием для греческого правительства стало голосование 17 июля 2013 года о сокращении пятнадцати тысяч общественных служащих. Сделать это было необходимо для получения очередного транша финансовой помощи размером в €6,8 млрд. После выхода 21 июня 2013 года из правительственной коалиции партии "Демократические левые" премьер Антонис Самарас имеет большинство всего лишь в пять голосов в греческом парламенте. Поэтому, чтобы получить нужные результаты для голосования по основному вопросу, Самарас пошел на очевидные уступки по второстепенному. Так, он объявил, что непопулярный налог на рестораны, кафе и бары в размере 23% с 1 августа 2013 года будет сокращен до 13%. Было обещано, что в случае, если налоговые поступления по означенной статье не уменьшатся, то измененная ставка налога и далее останется в силе. Что касается непопулярных мер, то болезненные увольнения предполагается провести в два этапа: в этом году намечается сократить 4 тыс. служащих, в 2014 году - 11 тысяч. Первыми в очереди стоят 2 тыс. работников государственного телевидения, потом сотрудники муниципальной полиции, за ними работники больниц и т.д.

15 июля после продажи двух проблемных банков фактически завершился процесс формирования в Греции четырех системообразующих банков страны. Они были рекапитализированы с помощью средств, предоставленных Евросоюзом и МВФ. Это является достижением. Однако в целом правительственный план получения средств от приватизации в Греции был провален. Планируемая продажа национальной газовой компании российскому Газпрому за €652 млн. сорвалась в самую последнюю минуту. Аналогичным образом завершилась попытка приватизации государственной компании азартных игр. Теперь очевидно, что намеченная цель по получению от приватизации в 2013 году €2,6 млрд. не будет достигнута. А это означает незапланированный бюджетный дефицит в следующем году. В этом году ожидается дальнейшее сокращение ВВП Греции на 5% и увеличение зарегистрированной безработицы с 26% до 30%. Около 64% молодых людей являются безработными. В прошедший год при Самарасе рынок труда в Греции был радикально реформирован. Стоимость рабочей силы, которая рассматривается как показатель конкурентоспособности страны, сократилась в Греции на 10% по сравнению с 2007 годом. Самарас добился также "прогресса" в реформе системы здравоохранения. Опросы показывают, что доходы домашних хозяйств в Греции упали почти на 40% с начала кризиса.

В случае с Португалией в июле в Европе стали говорить, что более чем вероятно, что этой стране потребуются новые суммы сверх €78 млрд., полученных уже по линии финансовой помощи денег. Греция в том или ином виде, как заявляют ее партнеры, уже получила более €230 млрд. помощи. Ее государственные расходы были сокращены на десятки миллиардов евро. Но в случае с Грецией в июле речь зашла о необходимости нового списания долга, хотя это абсолютно неприемлемо для Германии. Об этом до сентябрьских выборов в Германии на официальном уровне говорить не следует. Евроскептики в этой стране, существующие в виде скептиков евро, указывают на то, что Германия уже потратила до 7% своего ВВП для "помощи" кризисным странам еврозоны.

Однако прежняя дилемма прошлого года остается в силе: дополнительная помощь Греции и Португалии необходима, чтобы предотвратить распространение кризиса на Испанию, Италию и Францию. Она не ставится под сомнение на официальном уровне. Хорошо уже то, что ситуация в соседней с Португалией Испании не ухудшается. 10 июля Еврокомиссия сообщила, что Испания "освоила" для спасения своего банковского сектора €41,3 млрд. из выделенных ей год назад €100 млрд., и больше этих денег банкам Испании уже не потребуется. В мае 2013 года промышленное производство в Испании по сравнению с предшествующим месяцем возросло на 4,4%, а строительство на 8,2%.

Как следствие экономического и финансового кризиса, в Европе продолжается эрозия общей евросоюзной идентичности. Правда, проводимые там опросы общественного мнения пока свидетельствуют, что на первом месте у европейцев сейчас все-таки стоят проблемы экономики, а на втором - безработица. И, тем не менее, результаты специальных опросов общественного мнения, опубликованных Брюсселем на прошлой неделе в так называемом "Евробарометре" выявляют растущую поляризацию настроений в Евросоюзе по линии Север-Юг. "Евробарометр" был составлен по итогам опросов в мае 2013 года 32694 граждан в 27 странах-членах ЕС. В то время, как 80% шведов и 77% немцев выражают уверенность в экономике своих государств, на аналогичной позиции стоит только один процент испанцев и два процента греков. Но не все так просто со схематическим разделением по линии Север-Юг. Ведь, как оказалось, только 6% французов, согласно данным "Евробарометра", выражают оптимизм в отношении перспектив экономики Франции. 52% французов "настроены пессимистично", 68% полагают, что "худший экономический кризис в Европе еще впереди", а 92% верят в то, что экономическая ситуация во Франции "очень плоха". 58% опрошенных французов не имеют доверия к европейским институтам, полагая, что руководители в Брюсселе не намерены считаться с их мнением. 38% французов не считают себя "гражданами Европы". Однако 62% французов согласны с введением в 2002 году единой валюты евро.

Что касается прочего, то интересно, что на вопрос "мой голос учитывается в Европейском Союзе" положительно ответила только треть респондентов в странах-членах ЕС. Среди таковых у греков нашелся только один человек из пяти опрошенных. Но, как оказалось, при этом общественное доверие к институтам ЕС выше, чем к национальным институтам власти в среднем на 6%. При этом 69% греков и 67% португальцев пессимистично смотрят на будущее Евросоюза. Среди ирландцев таковых насчитывается 58%. В среднем безусловно положительно оценивает ЕС в странах-членах примерно треть населения. По мнению Европейской комиссии в комментарии в пресс-релизе, означенный показатель означает присутствие оптимизма у значительной части граждан стран-членов ЕС, которые безусловно самоидентифицируют себя, как "европейцев". Хотя означенной цифры, с нашей точки зрения, для такой оценки как раз и не достает.

Европейская редакция ИА REGNUM