Идею депутата Верховного совета Приднестровья Дмитрия Соина предоставить экс-сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену убежище в одной из непризнанных или частично признанных стран на территории СНГ, в частности, в Приднестровье, прокомментировал 29 июля для ИА REGNUM президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов:

"В последнее время в СМИ несколько раз муссировалась тема предоставления политического убежища бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену. Будущим местом его проживания называлось даже Приднестровье. Насколько все эти разговоры носят серьёзный характер?

Разумеется, на месте России нельзя выдавать Эдварда Сноудена, поскольку это подрубило бы Москву под корень. В том же Вашингтоне сказали бы после получения экс-аналитика: вот видите, на русских нельзя положиться, они предатели, выдают тех, кто им доверился! После этого авторитет России среди ещё остающихся у неё друзей упал бы ниже некуда.

Но вопрос об Эдварде Сноудене таков, что властям России нельзя здесь лавировать. Москва сама должна сказать американцам, которые, разумеется, желают получить и судить Сноудена: из "Белокаменной" выдачи нет! Конфликт такого уровня - это конфликт титанов, и никого больше. Для США Эдвард Сноуден - предатель и нарушитель присяги. Для России и Китая - союзник в деле ослабления США и подрыва господства Вашингтона в современном мире.

Америка, как мировая держава, готова применять санкции против тех, кто укрывает беглого аналитика. Выдержать возможные санкции могут только другие мировые державы вроде России и Китая. Это что-то вроде противоборства гигантов из фильма "Тихоокеанский рубеж", и странам-карликам тут не место.

Я полагаю, всерьёз говорить о будущем пребывании Эдварда Сноудена в ПМР не приходится. Во-первых, ПМР, находящаяся рядом с ЕС и НАТО, недалеко от расположения в Румынии военных США, которые могут для похищения Сноудена прибыть на Днестр, - не самое удачное место убежища подобного человека. В ПМР он не будет в безопасности. Как говорится, это элементарно, Ватсон!

Во-вторых, перевезти в ПМР Сноудена означало бы подставить Приднестровье, дать повод Республике Молдова, Румынии и Западу для давления, санкций и даже военной акции против Тирасполя. Это тоже очевидно, как дважды два.

В-третьих, ПМР куда больше пользы приносит России, размещая на своей территории российские войска - остатки 14-й армии и миротворческие силы. На этом фоне перевезти в ПМР Сноудена - это то же самое, что во имя нахождения на полу в тёмной комнате одной копейки поджечь стодолларовую купюру. Так что подставлять приднестровцев с помощью такой хитромудрой комбинации нет смысла.

Вообще же легенда о возможном прибытии Эдварда Сноудена в ПМР напоминает придумку середины 2000-х годов о том, что Приднестровье будто бы торгует "грязными" атомными бомбами. Цель этого примитива, рождённого в Кишинёве и Бухаресте, была очевидна: превратить ПМР в "изгоя" и создать почву для экономического удушения и военного разгрома. Баллада о Сноудене может быть из той же оперы.

Конечно, можно назначить Эдварда Сноудена, например, комендантом Бендерской крепости. Несомненно, вслед за Карлом Шведским и гетманом Иваном Мазепой он сделает город на Днестре ещё более известным. Можно включить его в приднестровскую программу защиты свидетелей и постоянно возить от Каменки до Слободзеи, замаскировав под местного гаишника. А можно поселить в Тирасполе, и тогда жители приднестровской столицы будут каждое утро, затаив дыхание, наблюдать, как бывший обитатель Гавайских островов, зевая, выносит мусор из своей квартиры.

И, всё-таки, мне кажется, что у России имеется достаточно политической воли, чувства собственного достоинства и силовых ресурсов для защиты того, кто доверил ей в трудную минуту свою жизнь и свободу".