В Чувашии общее число инвестиционных проектов превышает 300: интервью главы Минэкономразвития Алексея Табакова

Чебоксары, 24 июля 2013, 11:57 — REGNUM  Глава Минэкономразвития Чувашии Алексей Табаков рассказал корреспонденту ИА REGNUM об инвестиционных проектах в регионе, о "Новом городе", заводе солнечных модулей и полигоне ТБО.

ИА REGNUM: Сколько сейчас в Чувашии реализуется инвестиционных проектов? И какие меры поддержки оказывает республика инвесторам?

В настоящее время реализуются либо планируется к реализации свыше 300 инвестиционных проектов, из них более 50 выделены как социально значимые - именно такие проекты могут претендовать на различные формы государственной поддержки. Финансовое стимулирование главным образом связано с налоговыми льготами: в 2011 году общая сумма налоговых льгот составила 711 млн рублей, что на 33,9% больше по сравнению с 2010 годом. Если говорить более подробно, то в прошлом году на заседании Совета по инвестиционной политике рассмотрены и одобрены шесть инвестиционных проектов с объемом инвестиций 0,7 млрд рублей для получения льгот по уплате налога на прибыль организаций (в части зачисляемой в республиканский бюджет). Это четыре проекта ОАО "Акконд", а также проекты ООО "Детский мир" и универмага "Шупашкар". С начала текущего года поддержаны пять инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 517,9 млн рублей (предприятий "Промтрактор-Промлит", "Акконд", ООО "Комбинат питания №1", ЗАО "Элита", ООО "ЧЭТА").

Также предоставляются инвестиционные налоговые кредиты и льготы по уплате арендной платы, на конкурсной основе - субсидии на подготовку инвестиционных площадок "под ключ" и государственные гарантии Чувашии. В настоящее время госгарантии республики предоставлены под коммерческие кредиты ГУП "БОС" Минстроя Чувашии для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция биологических очистных сооружений г.Новочебоксарск". Данный проект включён в перечень особо значимых инвестиционных проектов Приволжского федерального округа.

Оказываются и нефинансовые меры поддержки - в частности, государственное сопровождение и продвижение приоритетных инвестиционных проектов. Это касается проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение с объемом не менее 30 млн рублей инвестиций. В 2012 году данная форма поддержки была предоставлена двум инвестиционным проектам: "Строительство завода по переработке молока мощностью 200 тонн" (ООО "Ядринмолоко") и "Строительство современного производственного комплекса на территории Красночетайского района" (ООО "ПСМО "ПРОФИ") с объемом инвестиций более 1 млрд рублей. С начала текущего года одобрение получили еще два инвестиционных проекта на 20,4 млрд рублей: "Строительство предприятия по производству (солнечных) модулей в г.Новочебоксарске" (ООО "Хевел") и "Учреждение санаторно-курортное, оздоровительное, отдыха и туризма "Волга" (ИП Павлов И.М.).

Отмечу также, что с этого года для крупных инвестиционных проектов социального значения узаконили форму общественного контроля за его реализацией, начиная от утверждения республиканской адресной инвестиционной программы и заканчивая фактической сдачей объекта. Если общественные контролёры, которые будут иметь доступ к информации о реализации проекта, выявят какие-то недостатки в ходе строительства, то они могут не только обратить на это внимание госзаказчика, но и направить материалы в правоохранительные органы. Кроме того, сейчас также разработана инвестиционная декларация Чувашской Республики и дорабатывается стратегия инвестиционного развития до 2020 года.

ИА REGNUM: Вы упомянули завод солнечных модулей "Хевел" в Новочебоксарске, запуск которого уже не раз переносился. К нему обращено особое внимание общественности, политиков, экспертов. Какова сейчас ситуация?

Я уверен, что завод запустится. Это во-первых. Во-вторых, технологически производство готово к запуску. Сейчас предприятию важно увидеть портфель заказов и сформировать производственную программу. А это во многом зависит от тех решений и нормативно-правовой базы, которые принимаются на федеральном уровне в части поддержки возобновляемых (нетрадиционных) источников энергии. Туда входят ветряная генерация, гидрогенерация и солнечная энергетика. В том числе будет оказываться грантовая поддержка проектов по созданию генерирующих мощностей, основанных на возобновляемых источниках энергии. Одно из основных условий оказания помощи - локализация всех элементов генерирующей мощности на территории России.

Как только эти мероприятия вступят в силу - а скорее всего, это произойдёт в октябре-ноябре, появится прозрачный и понятный спрос, в том числе на солнечные модули. И, естественно, "Хевел" сразу запустится.

ИА REGNUM: У "Хевела" внутри России есть конкуренция?

В России есть небольшие производители солнечных модулей, которые также могут выступить и поставщиками, и конкурентами "Хевела". Но их совокупные объёмы производства составляют порядка 10% производственных мощностей завода в Новочебоксарске.

ИА REGNUM: Ранее отмечалось, что пробные солнечные модули уже проверены в деле.

Действительно, уже есть опыт создания генерирующих мощностей. В частности, в Алтайском крае весной открылась гибридная станция, которая работает в режиме генерации во время солнечного периода и переходит на дизельный генератор ночью. Эти проекты в принципе даже экономически оправданы для многих труднодоступных регионов, где, например, есть туристический потенциал или потенциал по освоению природных ископаемых, но этот ресурс не используется из-за отсутствия энергетики. А везти туда энергетику классическим способом, то есть строить вышки и протягивать провода - не только накладно, но и технологически сложно, начиная с проведения геодезических работ. А возобновляемые источники энергии как раз позволяют решить эту проблему.

До 2020 года предприятие планирует построить и ввести в эксплуатацию солнечные электростанции суммарной установленной мощностью 600 МВт. Первые промышленные солнечные электростанции будут построены на Алтае, в Башкирии, Оренбургской, Челябинской и Астраханской областях.

Кроме того, те же возобновляемые источники энергии, и на Западе в том числе, это и возможность продвинуть науку. Возможно, та технология, которую приобрёл "Хевел", уже не самая последняя, но это тот базис, с которого может стартовать наша наука по дальнейшему развитию возобновляемых источников энергии.

ИА REGNUM: Ещё один крупный реализуемый проект - строительство полигона твёрдых бытовых отходов в Новочебоксарске. Когда на новый полигон поедут первые машины с мусором?

Я бы, наверное, срок поставил не ранее июля 2014 года. Не секрет, что здесь были проблемы с подрядчиком. В результате невыполненные им работы выделены в отдельный контракт, по которому Новочебоксарск объявил торги. Как вы знаете, полигон состоит из двух карт. Согласно технологии, сначала запускается первая карта. Строительство первой карты (карта складирования) закончится в этом году, но ещё будет необходимо построить "входную группу" - весовую платформу с контрольно-пропускным пунктом, дезинфицирующую ванну и т.д. С учётом конкурсных процедур, пройдёт ещё около года.

Что касается второй карты, то здесь мы планируем использовать вариант частно-государственного партнёрства и выставить на концессию земельный участок. Победитель получит право на эксплуатацию первой карты, то есть выполнять функции по утилизации и хранению мусора. Но с другой стороны, возьмёт на себя обязанность по строительству второй карты и мусоросортировочного комплекса. Предполагаемые затраты составят порядка 500 млн рублей.

ИА REGNUM: Что с объездной дорогой к полигону?

Всё идёт в плановом режиме. Сумма контракта, заключённого между администрацией Чебоксарского района и подрядчиком, составила 262,8 млн рублей. Срок сдачи объекта - декабрь 2013 года.

ИА REGNUM: После запуска первой карты уже можно будет на практике реализовывать планы по рекультивации Пихтулинской свалки, которая находятся рядом со строящимся "Новым городом". Сегодня "Новый город", получивший федеральную поддержку, снова на слуху. Удовлетворены ли власти темпами его развития?

Если говорить в целом о темпах жилищного строительства, то я был бы удовлетворён тогда, когда увидел на рынке снижение цен на жильё. Хотя это, безусловно, идеальная ситуация. Что касается "Нового города", то строители выполняют свои обязательства. В 2013-2015 годах запланирован ввод 15 жилых домов ориентировочной площадью 143,4 тыс. кв. метров. В настоящее время администрацией Чебоксар продолжается работа по оформлению в муниципальную собственность объектов инфраструктуры, построенных в 2007-2009 годах. Подготовлено предложение по включению строительства инженерных сетей микрорайона в перечень мероприятий по финансированию за счет республиканского бюджета. Это предложение будет рассмотрено на заседании Совета по инвестиционной политике.

Помимо того, что территория "Нового города" - это достаточно большой земельный участок, который необходимо освоить, в стратегическом плане он интересен в той части, что фактически объединяет два города. Его активное освоение приведёт если не к формальному, то к фактическому объединению двух городов.

ИА REGNUM: А что с детским садом? Обязательства по строительству ДОУ взяла на себя республика.

Это обязательство однозначно будет выполнено. Думаю, в 2014 году здесь будет построен новый детский сад.

ИА REGNUM: Есть ли новые проекты по развитию территории "Нового города"?

Проекты есть, но пока мне бы не хотелось о них говорить. Сейчас идут переговоры.

ИА REGNUM: В публичном пространстве также обсуждается ещё одна инвестиционная инициатива - о переводе в Чувашию комбайнового завода. Ранее об этом заявлял концерн "Тракторные заводы" (КТЗ). Уже есть первые реальные действия?

Есть. На "Промтракторе" на базе сдаточного корпуса завода создаются новые мощности по производству комбайнов "Агромаш-Енисей". Здесь будут располагаться сборочные переделы по сборке комбайнов, а также сборка основных крупных узлов. Одновременно на предприятии проводятся работы по перепланированию прессово-сварочного корпуса, где также размещается оборудование с Красноярского завода комбайнов. В текущем году будут выпущены опытные образцы комбайнов, их серийное производство начнется в 2014 году.

ИА REGNUM: Прошла информация о том, что ВЭБ решил продать КТЗ государственному "Уралвагонзаводу".

Информации, наверное, сейчас будет достаточно много. И пока процесс не закончился, будут разные варианты. Данный вопрос рассматривается на уровне федерального правительства. Мы со своей стороны ведём, скажем так, определённую переписку с федеральными органами власти. Позиция Чувашии однозначная: концерн дробить нельзя. Эту позицию мы и отстаиваем. Во-первых, это рабочие места. Но кроме социального эффекта, это и технологическая взаимосвязь между предприятиями концерна. Инновационные решения рождаются не для конкретного предприятия, а в целом для концерна.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.