Долговая яма: как Армения распоряжается донорскими средствами - эксперты

Ереван, 23 июля 2013, 00:01 — REGNUM  Армения нуждается в льготных кредитах и финансовых вливаниях, поскольку в стране после глобального экономического кризиса ощущается инвестиционный голод. Такое мнение часто выражают экономисты и политологи. По их мнению, именно по этой причине выданные Армении кредитные средства в основном направляются на поддержание финансовой стабильности страны, финансирование "бюджетной трещины" и валютных резервов.

Уже длительное время, как Ереван работает с такими крупными кредиторами, как Всемирный банк (ВБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АРБ), Евразийский банк развития, Международный валютный фонд и пр. Вкупе кредитные портфели указанных финансовых структур в Армении превышают несколько млрд долларов. Объём выделенных Всемирным банком Армении с 1993 года средств составляет больше $1,6 млрд, кредитный портфель ЕБРР превышает $650 млн, а финансовыми средствами АРБ (около $500 млн) осуществляется строительство автомагистрали Север-Юг. Указанные средства, согласно заключённым соглашениям, в основном идут на развитие сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса и на строительство инфраструктур.

Проблема внешнего долга Армении, составляющего почти $3,7 млрд при размерах госбюджета $2,8 млрд, часто становится предметом ожесточённых политических дебатов. Оппозиция утверждает, что страна скатывается в долговую яму, власти же успокаивают фразой - "все под контролем". Указанные выше проблемы, как отмечают экономисты, упираются в вопрос эффективности использования кредитов. Насколько эффективно используются кредитные средства, тратятся ли они на окупаемые в будущем проекты, способна ли страна в будущем обслуживать резко возросший после глобального кризиса внешний долг? На эти вопросы в беседе с ИА REGNUM попытались ответить эксперты.

"Кредиты, которые брала Армения за последние годы, в первую очередь, служили стабильности финансовой системы. До конца 2008 года Армения была страной с низким уровнем долгового бремени, но с середины октября 2008 года по начало марта 2009 года Центральный банк Армении вел политику поддержания курса драма, что обошлось в $500 млн и почти опустошило валютные резервы страны. Один из основных кредитов был выдан Международным валютным фондом на поддержание валютных резервов на уровне в $1,5-2 млрд. Это обеспечило стабильность финансовой системы страны, но привело к резкому увеличению долгового бремени", - пояснил эксперт Института Кавказа Грант Микаелян.

Второй основной задачей, уверен Микаелян, на решение которой были потрачены кредиты, оказалось покрытие "бюджетной трещины", однако о развитии пока не приходится говорить. "Здесь мы приходим к той проблеме, что после первой волны кризиса (первая половина 2009 года), бюджет Армении оказался резко дефицитным. Так что второй основной статьей, на которую пошли средства от кредитов, оказалось покрытие дефицита бюджета, то есть выплата зарплат и пенсий. После 2009 года Армения реже стала прибегать к кредитам, а в 2012 году даже начала их погашать. И если целью полученных кредитов было сохранение финансовой стабильности и не снижение социальных выплат, то эта цель была достигнута. Если же говорить о развитии, то конечно взятые кредиты этому не очень способствовали", - считает наш собеседник.

Как считает экономист Вардан Бостанджян, в Армении существуют явные проблемы с эффективностью расходования выделенных ей кредитов с точки зрения реализации окупаемых экономических проектов. "Кредитные средства, независимо от того в какую сферу они направляются - инфраструктура, энергетика, малый и средний бизнес или сельское хозяйство, должны тратиться эффективно. Этими средствами должны быть профинансированы проекты, которые в будущем окупят себя и обеспечат новые поступления в государственный бюджет. Ими можно будет обслуживать внешний долг государства. Иными словами, кредиты в долгосрочной перспективе должны способствовать экономическому росту страны. Эта цепочка в Армении не работает. По крайней мере, существующие реалии не дают мне повода для положительных прогнозов", - подчеркнул экономист.

Оба эксперта считают, что в сферах малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства и инфраструктур также нельзя говорить о значимом положительном влиянии кредитов. "Малый и средний бизнес в Армении был и остается в плаченом состоянии. Его росту не помогли кредиты", - подчеркнул он. Как отметил эксперт, сказанное подтверждается официальными данными, согласно которым львиная доля бюджетных поступлений обеспечивается несколькими сотнями крупных бизнесменов. Бостанджян объясняет сложившуюся ситуацию существующими коррупционными схемами. "Неэффективное расходование кредитных средств само собой подразумевает наличие коррупционных рисков", - отметил экономист.

Эксперт Института Кавказа Грант Микаелян считает, что малый и средний бизнес хоть и медленно, но растет. "Малый и средний бизнес, сельское хозяйство и инфраструктура также входят в число приоритетных сфер для иностранных доноров и кредиторов, среди которых следует особо выделить Всемирный Банк. Благодаря ему в Армении реализовано множество малых проектов, однако они как правило не имели национального значения. Малый и средний бизнес составляет 44% ВВП, и ежегодно это число медленно растет, хотя внешние средства не играют тут решающей роли, также как и в случае с сельским хозяйством", - заключил он.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail