"Бессарабский вопрос": "Москва делает Румынии "непристойное предложение". Хотите объединиться с Бессарабией? Вступайте в Евразийский союз!" Геополитика: "Что придётся сделать Румынии в обмен на предложенную Москвой дружбу?"

"Бессарабский вопрос": "Москва делает Румынии "непристойное предложение". Хотите объединиться с Бессарабией? Вступайте в Евразийский союз!"

Почему президента Бэсеску так ценят в Бессарабии? - пишет Evenimentul Zilei. К сожалению, те, кто задается этим вопросом, не совсем понимают сегодняшних реалий в Республике Молдова и не очень обеспокоены всем происходящим к востоку от Прута. В декабре 2004 года, всего через несколько минут после того, как Бэсеску был объявлен победителем на президентских выборах, он огласил список своих приоритетов. Тогда он подчеркнул, что одной из главных целей внешней политики Румынии будут отношения с Республикой Молдова. Тогда в Бухаресте впервые официально заговорили о необходимости наладить особые отношения с Бессарабией. Это сообщение оказало огромное влияние в Кишиневе, в разгар эпохи Воронина, когда люди снова преследовались только за то, что не принимали ложь большевистской идеологии и хотели сохранить свою идентичность (Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей страны, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе - прим. ИА REGNUM).

Бессарабцы смогли ощутить постоянную заботу президента Румынии о судьбе румын по левую сторону Прута, продолжает Evenimentul Zilei. Для бессарабцев эта открытость имеет особое значение, потому что после Второй мировой войны ни один бухарестский лидер не набирался мужества сказать правду о драме миллионов румын, ставших добычей в лапах Сталина. После падения коммунистического режима в Румынии и распада Советского Союза, румыны, жертвы пакта Риббентропа-Молотова, ожидали, что Бухарест станет предпринимать политические и дипломатические меры для устранения последствий этого пакта (Последствием "пакта Молотова-Риббентропа", объявленного недействительным принятой кишиневским парламентом 27 августа 1991 года "декларацией о независимости Республики Молдова", для Бессарабии является ее освобождение в 1940 году от румынской оккупации и присоединение к Приднестровью, никогда ранее частью Молдавии не являвшемуся. Таким образом "преодоление последствий" пакта Молотова-Риббентропа, заложенное в кишиневской "декларации о независимости", и к которому последовательно призывают румыноунионисты, означает де-юре аннулирование пребывания Приднестровья в составе Молдавии, - прим. ИА REGNUM). К сожалению, у бывшего президента Иона Илиеску и его команды были другие приоритеты. Тогда он позорно бежал в Москву, чтобы подписать договор с СССР, который гарантировал восточным товарищам отсутствие интереса Бухареста к судьбе миллионов румын, жертв большевистских ужасов (речь идет о подписанном в апреле 1991 года в Москве Договоре о сотрудничестве, добрососедстве и дружбе между СССР и Румынией, предусматривавшем невступление Румынии в НАТО; Молдавия, входвишая на момент подписания документа в состав СССР, в документе ни в каком виде не упоминается - прим. ИА REGNUM).

Эта беспечность эпохи Илиеску породила великое разочарование среди забытых румын, пишет Evenimentul Zilei. Именно благодаря решительной позиции президента Бэсеску открыто говорить о том, что мы являемся одним народом, пусть и проживающим в двух разных государствах, а также безоговорочному осуждению пакта Молотова-Риббентропа, он стал за Прутом столь значимым румынским политическим деятелем. Все это было подкреплено рядом конкретных политических и дипломатических действий, направленных на поддержку бессарабских румын. Начиная с того, что была оказана постоянная поддержка процессу европейской интеграции Республики Молдова, и заканчивая упрощением процесса восстановления румынского гражданства (Сегодняшняя политика Бухареста относительно предоставления румынского гражданства жителям Молдавии и Украины исходит из того, что после 1940 года, когда оккупированная Румынией с декабря 1917 года Бессарабия была возвращена СССР, бессарабцы и буковинцы "не по своей воле" лишились гражданства Румынии, и поэтому в данный момент они и их потомки вплоть до третьего колена имеют право на "восстановление гражданства" по упрощенной процедуре. По данным исследования, проведенного Фондом Сороса, с 1991 по 2012 год гражданство Румынии получили около 400 тыс. жителей Молдавии. Авторы исследования также установили, что в подавляющем большинстве случаев жители Молдавии обзаводятся румынским гражданством по экономическим мотивам - прим. ИА REGNUM) и усилением сотрудничества между двумя странами во всех областях. С точки зрения геополитических провокаций в регионе, президент Бэсеску является надежным гарантом защиты особых интересов румын по обе стороны Прута в их естественном устремлении идти общим путём в Европейский союз, подводит итог издание.

Огромный змей, отрубленные части которого начинают восстанавливаться, - так выглядит сегодняшняя Российская Федерация Владимира Путина, пишет Adevarul. И как это чаще всего происходит с экземплярами экзотических анаконд, завезенных в центр цивилизации эксцентричными богачами, этот змей также шарит по домам соседей, просто прогуливаясь или добывая пищу. Данное сравнение можно еще продолжить, добавив, что роль эксцентричного богача в данном случае играет Германия, крайне зависимая от российского газа. Однако, не стоит забывать, что немецко-российское "партнерство" обладает глубокими историческими корнями, и о нем еще помнят соседние государства. Конечно же, нам всем хочется верить, что трагедии XX века больше никогда не повторятся, однако, человечество уже доказало, что память у него коротка, а способность учиться на собственных ошибках отсутствует.

Отвлекаясь от наших исторических страхов, мы можем заметить, что Европейский союз все слабее день ото дня, тогда как поведение России - все более и более агрессивное, продолжает Adevarul. Американцы занимаются своими делами, погрузившись в свои экономические проблемы, а Китай стремительно набирает обороты в погоне за мировым лидерством. И при этом раскладе сил наша страна превращается в мишень на стрельбище. При оппортунистах и "бизнесменах" на ключевых государственных постах, при системе правосудия, которая не внушает доверия, и хрупкой экономике, Румыния напоминает умственно отсталого ребенка, который потерялся на многолюдном вокзале. У нее нет единого национального проекта, она теряется, созерцая собственное социальное бессилие, и обманывает себя тем, что статус члена Европейского союза и НАТО защитит ее от любых невзгод.

Тем временем, Москва, глядя на то, как Европа лишается былого могущества и сил, делает Румынии "непристойное предложение", пишет Adevarul. Хотите объединиться с Бессарабией? Вступайте в Евразийский экономический союз! Другими словами, если вы сами не в состоянии определиться со своим национальным проектом, то мы вам его предоставим. Русские совершенно извратили идею объединения двух румынских государств в рамках Европейского союза. И в то же время они крепко держат в своих руках политическую ситуацию в Кишиневе: раздают деньги направо и налево, компрометируют публичных людей, устраивают диверсии и науськивают большевика со свиным профилем Владимира Воронина против президента Румынии. Но хуже всего то, что Москва усердно трудится над созданием "молдавского народа" с собственными языком и культурой (Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех лет молдавской независимости - в том числе в течение 8 лет пребывания у власти Компартии Воронина - изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка - прим. ИА REGNUM).

В начале девяностых годов от глупостей вроде "молдавского языка" разбирал смех. Но сегодня видно, как уже и на Западе эта глупость консолидируется, набирается сил. Неужели это русские виноваты в том, что все зашло так далеко? Нет, ведь они лишь занимаются собственными имперскими интересами, как всегда и делали. Наши же слишком заняты для того, чтобы убрать шапку с глаз и увидеть, что их карманы обшаривают, подводит итог издание.

Геополитика: "Что придётся сделать Румынии в обмен на предложенную Москвой дружбу?"

За последнюю неделю в Москве и Пекине были разыграны важные для будущего Румынии карты, пишет Romania Libera. На сегодняшний день Бухаресту предлагаются новые внешнеполитические оси, которые могут дополнить западно-ориентированную политику, могут с нею конкурировать или даже подорвать ее, всё зависит от видения и сиюминутных интересов румынских лидеров. До сих пор Румыния сторонилась щедрости Востока, возможно, теряя важные сделки, но сохраняя не только свой политический азимут на Запад, но и пространство для маневра, что немаловажно для страны, стоящей на периферии двух миров. Строгий прагматизм, похоже, одержал победу над историческими дилеммами, и не совсем понятно, основан ли новый пирует румынской внешней политики на хорошо спланированной стратегии или является лишь спонтанным ответом, сделанным под влиянием импульса из Москвы и Пекина. Речь идёт о двух разных уравнениях: Россия, дипломатия которой основана на прежних обидах и очевидных экономических интересах, и Китай, который действует во имя расширения своей мировой власти, вонзая флажки на карте своих экономических побед.

Министра иностранных дел Румынии Титуса Корлэцяна торжественно приняли в Москве, как посланника дружественного государства, который подписал план-календарь двусторонних консультаций на 2013-2014 годы и уехал с обещанием, что импортируемый из России газ станет дешевле, поскольку посредники будут выведены из сделки, продолжает Romania Libera. Что придётся сделать Румынии в обмен на предложенную Москвой дружбу? Проявить больше гибкости в переговорах о будущем Республики Молдова? Придать второе дыхание идее двух осей - Бухарест-Вашингтон и Бухарест-Москва - как это было предложено бывшим президентом США Джорджем Бушем, который надеялся, что Румыния может стать мостом между Россией и Западом? Или смена ориентации? В архитектуре Кремля Румыния является территорией, вышедшей из-под влияния России, которую следует отвоевать или держать в узде. Потепление отношений с Москвой может стать трамплином либо для русских, либо для румын, но трудно поверить в то, что обе стороны могут выйти победителями.

Танец с Пекином более изощрён, пишет Romania Libera. И в первую очередь Румыния могла бы довольствоваться китайскими инвестициями в той мере, в какой Китай может получить от этого весьма солидные выгоды. Пока что премьер-министра Виктора Понту хорошо приняли в Китае, пусть и вернулся он без четких обещаний и подписанных контрактов. Первый шаг имеет отношение к символистике власти: он обменялся рукопожатием с теми, кто принимает решения относительно крупных инвестиций. Пекин давно разметил стратегическую карту стран, в которые хочет ступить своей ногой, и откуда он сможет потом влиять не только на национальную политику этих стран, но и на региональном уровне. Китай шаг за шагом завоевывает Европу, а американский доллар напрямую зависит от Пекина. В то время как крах китайской экономики, предсказанный многими западными аналитиками, задерживается, экономическая экспансия этой великой державы сосредоточенна на ресурсах Африки и Латинской Америки.

Китай хочет доказать, что он может доминировать в мире, пользуясь мирными рычагами, так называемой "мягкой силой", хотя никогда не пренебрегал и военным арсеналом, продолжает Romania Libera. Позиционирование Китая на глобальной карте осуществляется через смелые и жизнеспособные проекты. Например, к 2025 году Китай хочет построить железную дорогу, связывающую Шанхай и Лондон, но до тех пор он хочет получить влияние в ряде попутных стран, которые в более отдалённом будущем могут стать весьма интересными. Балканы составляют часть этой карты, но до сих пор Румыния пригвоздила свой взгляд только к Западу, упуская другие возможности, но в то же время сохраняя большое поле для действий в будущем. Теперь Румыния повернулась к Востоку, и в то время как Россия и Китай строят свои собственные оси власти, румынский премьер-министр и его министр иностранных дел идут на объятия в Пекине и Москве, подводит итог издание.

Всё чаще за последнее десятилетие стали отмечаться грандиозные "новые начала" румыно-российских отношений, пишет Revista 22. По случаю визита в Москву президента Иона Илиеску в июле 2003 года, в ходе которого был подписан политический договор, заговорили о "новом начале". Теми же комментариями были освещены визиты премьера Адриана Нэстасе (июль 2004) и министров иностранных дел Михая Рэзвана Унгуряну (октябрь 2005) и Кристиана Дьяконеску (февраль 2009). Пришла очередь министра Корлэцяна. Его визит также рассматривается в качестве вероятного поворотного момента в румыно-российских политических отношениях.

По праву, визит г-на Корлэцяна обладает некоторыми из необходимых ингредиентов, продолжает Revista 22. Это был трехдневный визит, давно запланированный и подготовленный, успеху которого способствовал профессионализм обоих посольств: Румынии в Москве, и Российской Федерации в Бухаресте. Помимо встречи двух министров иностранных дел, Титуса Корлэцяна и Сергея Лаврова, программа визита предполагала встречи с руководителями двух внешнеполитических комиссий, Государственной думы и Совета Федерации, короткий дискурс о румыно-российских отношениях в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России, и встречу с сопредседателем румыно-российской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Здесь нужно сделать несколько замечаний, пишет Revista 22. На первый взгляд, повестка дня визита Корлэцана может показаться внушительной, если учитывать похолодание в отношениях в последние годы, когда дело доходило даже до высылки дипломатов. При более внимательном анализе, однако, мы обнаружим, что проведённые встречи министра Корлэцяна не дают нам право говорить о перезапуске/перезагрузке двусторонних политических отношений, но в лучшем случае о попытке их нормализации... На самом деле, глава румынской дипломатии не был принят ни российским президентом, ни премьер-министром или другими министрами правительства Медведева, он также не проводил встреч ни с одним из председателей или вице-председателей двух палат парламента. А проведение переговоров с главами внешнеполитических комиссий можно было бы оставить их коллегам из Бухареста. В принципе, этот визит мог включать исключительно встречу министров иностранных дел, то есть длиться не более половины дня.

Министр Корлэцян, без сомнений искушённый в вопросах дипломатической игры, предпочёл придать большие масштабы своему визиту, тем самым подчеркивая интерес Бухареста к возобновлению политического диалога, продолжает Revista 22. Повинность господина Корлэцяна в Москве состоялась в контексте визита в Бухарест секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, который был истолкован как одобрение Москвы на закрытие сезона высылок и обновление политического диалога. Все эти годы, несмотря на некоторые заявления президента Траяна Бэсеску, которые были классифицированы как недипломатичные, и вызвали бурные реакции российских чиновников самого высокого ранга, Бухарест всегда выражал готовность к ведению политического диалога на высоком уровне. Так что мяч находился не на поле Румынии.

Что мешало России все эти годы ответить положительно на готовность Румынии к диалогу? - пишет Revista 22. Помимо исторического пассива ("золотой запас", территории между Прутом и Днестром и т.д.) имел место целый ряд геополитических событий, в корне изменивший профиль Румынии, которая стала частью институционального западного мира (Румынский золотой запас был передан на хранение Российской империи в декабре 1916 года, после того как в августе того же года Румыния вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, и ее территория была оккупирована Германией и ее союзниками. В 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию, и вопрос возвращения "румынского золота" увязывался правительством СССР непосредственно с прекращением оккупации Бессарабии. В 1940 году Бессарабия была включена в состав Молдавской ССР, но уже в 1941 году Румыния совместно с гитлеровской Германией оккупировала территорию СССР. По Парижскому мирному договору 1947 года Румынию обязали выплатить СССР репарации на сумму $300 млн, что составляло лишь пятую часть реального ущерба, нанесенного Румынией Советскому Союзу за период оккупации. Но после установления в Румынии коммунистического режима в том же 1947 году, репарации были отменены, а в 1956 году по решению Никиты Хрущева часть румынских ценностей была возвращена в качестве жеста доброй воли. Пришедший в 1965 году к власти в Румынии Николае Чаушеску потребовал вернуть оставшееся золото, на что получил отказ, мотивированный тем, что долги Румынии, в том числе и в рамках Организации Варшавского договора, значительно превышают стоимость оставшегося в СССР румынского золотого запаса. В 1997 году Румыния вновь подняла вопрос о возвращении золотого запаса, который до сих пор является одним из препятствий для установления нормальных российско-румынских отношений - прим. ИА REGNUM). Став членом НАТО и ЕС, Румыния вступила в стратегическое партнерство с США, и на ее территории будут размещены американские элементы ПРО, что приведет к обесцениванию всей философии холодной войны, основанной на взаимных угрозах и балансе ядерных арсеналов. Для московских стратегов, взращённых на культе реализма, российская мечта о создании многополярного мира, который препятствовал бы американской гегемонии, окончательно рухнет в момент установки противоракетного щита.

Но эти события не объясняют всего, продолжает Revista 22. На самом деле, Польша также является участницей в программе противоракетного щита, что, однако, не мешает ей вести тесный политический диалог с Россией. Тогда почему наблюдается такое различие между Румынией и Польшей? Речь идёт об имидже этих двух стран в российском истеблишменте и мнении общественности. Несмотря на политические неудачи, Польшу уважают и ценят. Польша это "Солидарность", это папа Иоанн Павел II, успех шоковой терапии, растущая экономика и истинная модернизация, в то время как Румыния - это Чаушеску, "минериады" (cерия выступлений рабочих Румынии в 90-х годах прошлого века, сопровождавшихся захватом административных зданий, взятием в заложники чиновников, столкновениями с правоохранительными органами и человеческими жертвами - прим. ИА REGNUM), мучительный переходный период, румынские воры в Италии, промышляющие в автобусах с российскими туристами - собственно, это всё о чём широко распространяется московская пресса. К этому негативному образу можно добавить несвоевременную политику, проводимую Бухарестом: Илиеску подписал договор с Горбачевым, когда тот был близок к уходу; когда другие "перезагружали" двусторонние отношения с Россией по американской модели, Бухарест высылал дипломатов, когда же американцы отказались от "перезагрузки", Румыния решила её начать. Такие метания во внешней политике также способствовали промедлению признания нового статуса Румынии Россией, а западные союзники довольно серьёзно были обеспокоены способностью Бухареста адекватно управлять своей восточной политикой.

Другим фактором, который заблокировал диалог, явились собственно личности Траяна Бэсеску и Владимира Путина, пишет Revista 22. Оба являются выходцами из военизированных учреждений. В таких учреждениях в Румынии в конце 1960-х и, особенно, в начале 1970-х годов происходило восстановление межвоенного национализма, через который красной нитью проходит антисоветизм, а также переоценка фигуры маршала Иона Антонеску. В то время как в Советском Союзе в 1970-х Брежнев возродил культ личности Сталина, развенчанный Хрущевым в 1956 году. Образование двух лидеров, их мировоззрение и культурный багаж привели к тому, что у них сложились противоположные суждения относительно недавнего или далекого прошлого. Конечно, к этому можно добавить хроническое отсутствие эмпатии. Возможно, их также консультируют не совсем компетентные советники, которые неспособны осознать ценность определённых символов.

Тем не менее, недавно Россия дала добро на "апгрейд" политического диалога, продолжает Revista 22. Чего хочет Россия? Создать видимость нормальных отношений с Румынией. Зачем? Может быть, потому что этого просят западные партнеры, с которыми приходится решать более сложные вопросы. Правда и в том, что путинская Россия, определённо находящаяся в наступлении, пытается вернуть территории там, где это возможно. И Бухарест подаёт надежды в этом отношении. Почему именно сейчас, в 2013 году? Вряд ли здесь дело в щите ПРО или успехах европейского пути Республики Молдова, а также в наличии или отсутствии углеводородов на континентальном шельфе. Возможно, дело в том, что в 2013 году нет выборов. Последние избирательные кампании сопровождались скандалами в прессе с предъявлениями тяжелых обвинений в предательстве национальных интересов и "кгбизме", изменении стратегической ориентации... Россия просто, должно быть, устала быть втянутой во внутренние политические игры, которые подпитывают антироссийские настроения в обществе. В 2014 году пройдут две избирательные кампании (в 2014 году в Румынии пройдут выборы президента и выборы в Европарламент - прим. ИА REGNUM). А вот 2015 год снова будет хорошим годом для румыно-российских отношений. Это будет год без выборов, подводит итог издание.

Существует желание и необходимость восстанавливать культурные связи между Россией и Румынией, а расширение культурных связей улучшит политические и экономические отношения. Такого мнения придерживается Олег Мальгинов, посол России в Бухаресте, пишет EvoTV. Мы встретились с послом России в Бухаресте не для классического интервью. Это было приглашение, на котором он хотел рассказать о том, как можно наладить отношения между Россией и Румынией. Была возможность задать ему один вопрос, связанный с отношениями между нашими странами, на который мы получили ответ, далекий от холодного и непроницаемого дипломатического тона. Сложилось впечатление, что Олег Мальгинов - необычный посол: открытый, с прямым подходом к реальности...

Мы рассказали ему, что бухарестский бульвар, на котором стоят в ряд три важных здания (посольство России, американская резиденция и офис Социал-демократической партии), носит имя Киселева, русского генерала, который установил первую конституцию в Румынии (Органические регламенты были приняты под руководством Павла Киселева в Валахии (1831 год) и в Молдавии (1832 год), находившихся после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. под протекторатом Российской империи и остававшихся при этом вассалами Османской империи. Румыния появилась лишь через полвека после этих событий - прим. ИА REGNUM), продолжает EvoTV. А вопрос заключался в следующем: "Как вы думаете, что стоит на пути "размораживания" значимых отношений между Россией и Румынией? Политика? Отсутствие средств? Безразличие?"

И вот каков был его ответ: "Вопрос, который вы мне задали, очень сложный. Я думаю, если объективно смотреть, то в конце 80-х - начале 90-х гг. произошел разрыв между поколениями. Процесс передачи культурной информации был прерван. Развязалась революция. Такая же революция была и в России, которая искала себя заново. Россия искала новую себя и в новых геополитических условиях. На этом пути были и победы, и поражения. А культурные контакты как раз лежали в той области, которую мы потеряли. И здесь вина не политиков и не экономических факторов. Я думаю, это был исторически естественный процесс, объективный. Существует желание и необходимость восстановить важнейшие культурные отношения между Россией и Румынией. И это расширение культурных отношений будет иметь позитивный эффект на восстановление политических и экономических связей. И сотрудничество в сфере образования поможет создать условия для развития культуры. Я за такой, комплексный подход, не стоит вытаскивать из контекста только одну проблему. Проще всего переложить вину на политику и сказать, что из-за нее ничего не действует. Не думаю, что поистине виноваты политики (в русско-румынских отношениях). Ни один политик не смог бы разорвать, или уничтожить то, что сделано хорошо и на благо. Если интерес людей будет расти, ни один политик не сможет вмешаться в этот процесс". (EvoTV)

Два экс-министра иностранных дел Румынии Мирча Джоанэ и Адриан Чорояну полагают, что потепление отношений между Бухарестом и Москвой возможно лишь после ухода президента Траяна Бэсеску, пишет Realitatea. По словам Джоанэ, хоть визит действующего министра Титуса Корлэцяна в Москву и визит в Бухарест ряда высокопоставленных российских чиновников, безусловно, свидетельство начала потепления румыно-российских, однако "следует отбросить романтические иллюзии". "Тот факт, что [в Москве] была встреча на уровне главы президентской администрации и министра иностранных дел - это интересный и позитивный сигнал. Но переводить его, как разморозку отношений не следует, поскольку русские не дадут нам дешевый газ, не вернут "золотой запас" - это романтическая иллюзия, которую нет смысла возводить. Но это не означает, что со временем мы от этого должны отказаться", - заявил он.

В свою очередь Адриан Чорояну подчеркнул, что "отношения между странами можно восстановить лишь после завершения президентского мандата Траяна Бэсеску". "Ясно, что есть попытка преодолеть эту главу 10-летней заморозки отношений. Я верю в наши дипломатические усилия, в нового посла в Москве Василе Соаре. Он хорошо справился с задачей в Казахстане. Я верю, что готовится восстановление отношений по польской модели. Этого хотят и русские, и есть сигнал, с которым пришел Корлэцян, - идея того, что эпоха завершается, эпоха мандата Бэсеску", - пояснил дипломат.