Несмотря на то, что дискуссия на тему "быть или не быть ЕГЭ" уже закончена, многое в этой форме экзамена может совершенствоваться и улучшаться, посчитали участники состоявшихся 22 июля обсуждения в Общественной палате РФ, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Изменения, по словам первого заместителя председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования Любови Духаниной, "должны претерпевать как сама модель ЕГЭ, так и технология проведения экзамена, и юридическая база".

В частности, предлагается развивать систему независимых общественных наблюдателей, законодательно оформляя их статус. "Мы считаем целесообразным распространить опыт участия общественных наблюдателей на все этапы ЕГЭ, в том числе и проверку", - сказала Духанина.

Кроме того, она указала на возможность создания независимых тестирующих центров на базе авторитетных общественных организаций, таких как Союз ректоров России. Среди предложений по совершенствования ЕГЭ, озвученных Духаниной, была также идея предоставить несколько попыток сдачи ЕГЭ школьнику и создать открытые базы данных ЕГЭ и открытую базу проверяющих.

Имеет серьезное значение, по словам Духаниной, технология снижения уровня тревожности, которая предполагает "создание точного регламента ЕГЭ" (даты проведения, даты и формы объявления результатов), "обеспечение доступа учащегося к сканированной копии своей работы" и прием апелляции на все части работы, а также "предусмотреть проведение апелляции в формате видеоконференции". Духанина обратила внимание и на совершенствование нормативно-правовой базы ЕГЭ.

Заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию Ирина Мануйлова заметила, что можно увеличивать число заданий с открытым ответом и указала на то, что необходимо расширять базу обязательных для сдачи экзаменов, чтобы выпускники школ были разносторонне развитыми. Мануйлова сказала, что можно вводить комплексный экзамен, объединяющий несколько дисциплин и проверяющий базовые знания по ним - гуманитарный экзамен, экзамен по естественным наукам. Однако это, по ее мнению, вопрос будущего, поскольку сейчас общество не готово к подобной форме проверки знаний. Кроме того, по ее словам, за нарушениями в проведении ЕГЭ, должны следовать наказания. Для учителя - дисквалификация, для чиновника - лишение должности, и наказание вплоть до уголовной ответственности. На ее взгляд, избежать нарушений позволит также видеозапись того, что происходит в аудитории во время экзамена, которая будет храниться в течение года. Мануйлова также предложила создать условия наибольшей открытости ЕГЭ и не преувеличивать значение ЕГЭ для рейтинга школы: "Рейтинг школы мы можем оценить, когда выпускник пройдет первую сессию в вузе". Она также обратила внимание на необходимость введение новых образовательных стандартов, которые "на сегодня не имеют содержания".

Среди предложений, прозвучавших во время обсуждения, также была идея введения письменного и устного экзамена по русскому языку и литературе. Поскольку ЕГЭ "не стимулирует говорить и писать".

Осенью, когда вступает в силу новый закон "Об образовании", общественная дискуссия, связанная с ЕГЭ и вызванная скандалами, которыми ознаменовалась сдача ЕГЭ в этом году, продолжится. На это время намечены широкие парламентские слушания по проблеме улучшения ЕГЭ.