Возросшая гражданская активность в Армении, связанная с подорожанием платы за проезд на общественном транспорте, может иметь политический окрас. Об этом на пресс-конференции 22 июля заявил социолог, директор центра социологических исследований "Социометр" Агарон Адибекян. По его словам, активисты могут быть науськаны со стороны оппозиционных партий, а их возросшая активность, возможно, попытка получить внутриполитические дивиденды.

"В любом случае, их действия, а также общий рост социального напряжения в скором времени сойдут на нет. Никакого социального бунта не будет, уж поверьте. Я за многие годы опросил 65 тыс. армян и могу с уверенностью сказать, что это не тот народ, который способен на революцию. Армянин будет либо терпеть, либо сбежит куда подальше", - охарактеризовал армян Адибекян. Вдобавок, заявил социолог, "борьба" всяческих недовольствующих активистов априори бессмысленна, потому что они недовольны объективным ценообразованием. "Нельзя бороться против процесса образования цен, он не зависит от чьей-либо воли. Раз Армения закупает газ, дизельное топливо и сами машины из-за рубежа по международным ценам, то и тариф за проезд должен соответствовать какому-то международному стандарту. Другой вопрос, что в Армении заработные платы низкие - вот где наша проблема. Если в банковской системе средний уровень заработной платы составляет 300 тыс. драмов ($720), то в сфере услуг она держится на уровне 60 тыс. драмов, то есть в пять раз меньше. Если человек работает 24 рабочих дня, и каждый день едет на маршрутном такси на работу и обратно, то теперь вместо прежних 4800 драмов он будет платить за дорогу все 7200, а это большая нагрузка. И это только если он один, без детей или пожилых людей", - заметил Адибекян.

По данным специалиста, маршрутными такси пользуются 45% ереванцев, еще 20% ездят на автобусах. Личными машинами и такси пользуются по 12,5% населения, 8% разъезжает на метро, 2% на троллейбусах, 1% на правительственных машинах. "Таким образом, рост тарифов на общественном транспорте сказывается на 65% ереванцев, причем это экономически неактивный слой населения. Кроме того, в число ущемленных подпадает большинство армянских женщин, которые повсеместно получают лишь 2/3 мужской зарплаты за ту же работу. Однако, несмотря на большую цифру, возникшее в обществе недовольство не приведет к каким-либо серьезным волнениям, все уляжется в сжатые сроки.

При этом Агарон Адибекян отметил, что смягчить ситуацию можно несколькими способами. "Я бы аплодировал в случае введения гибкой системы оплаты проезда. В развитых странах утром цена за проезд одна, днем - другая, к вечеру и вовсе вдвое дороже. В Армении же плата фиксированная, и это неправильно. Кроме того нужны преференции отдельным категориям граждан. Например, студенты могли бы ездить по студбилетам бесплатно.

Очередной всплеск гражданских активистов в Армении вызван подорожанием цен на транспорт. Новые цены на 30-50% выше прежних, вступили в силу с 20 июля. За проезд на маршрутном такси, например, вместо 100 драмов придется платить 150. За этим последовала акция протеста у мэрии Еревана. Через социальные сети, а также на улицах распространяются призывы не платить по новым тарифам, расплачиваться исключительно крупными купюрами, а хэштег #небудуплатить150драмов" на короткое время выбился в лидеры армянского интернет-сектора.