В 2013 году власти Польши и Литвы проводят серию торжественных мероприятий, посвященных юбилею польского восстания 1863 года. Власти Белоруссии формально дистанцировались от проведения торжественных мероприятий, однако юбилей не игнорируют. Позиция православной церкви в год юбилея польского восстания, отмечаемого на локальном уровне представителями прозападной оппозиции в Белоруссии, также не очевидна.

О восприятии событий почти полуторавековой давности в церковной среде 19 июля корреспонденту ИА REGNUM рассказал белорусский православный священник, профессор Минской духовной академии протоиерей Сергий Гордун.

ИА REGNUM: В Минске 20 января состоялась научная конференция "Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя", в ходе которой белорусские учёные и общественники обратили внимание на необходимость составления списка жертв польских повстанцев из числа белорусских крестьян и православных священников. В июле представители прозападной оппозиции собрали около 3,5 тыс подписей за установление памятника руководителю данного восстания на территории Северо-западного края - Викентию Константину Калиновскому (в советской историографии - "Кастусь Калиновский"). Памятник предлагается установить в Минске, в районе улицы им.Калиновского вблизи от православного храма. Как православная общественность и духовенство могут отреагировать на установку данного памятника?

Установление памятника Калиновскому в Минске абсолютно неуместно. Калиновский не был белорусом - он был поляком по национальности и он не был борцом за права белорусского народа. Как следует из его деятельности, из его публикаций, по своим убеждениям он был польским патриотом. Но беда в том, что немногие знают об этом. Поэтому в данной ситуации важно донести до широкой общественности правду о личности Калиновского и о целях этого восстания, т.к. большинство граждан Белоруссии не сомневаются в принадлежности Калиновского к белорусскому народу и воспринимают его как борца за права народа. Старшее поколение знает это из советских учебников истории, а молодёжь - из современных учебников и публикаций, где Калиновский преподносится как белорусский национальный герой.

Лет 20-30 назад лишь один белорусский автор - Владимир Казберук, вопреки всей официальной идеологии писал об этом. Помню его публикацию на эту тему в лондонском белорусском журнале "Голас часу ("Голос времени"), где он представил объективный взгляд на личность Калиновского. Тем не менее, официальная точка зрения оказалась господствующей и многими разделяется. Из современных публикаций на эту тему можно назвать статью в журнале "Беларуская думка" ("Белорусская мысль"): в 2008 году была опубликована статья Александра Гронского "Кастусь Калиновский: конструирование героя". Гронский в своей статье не ссылается на Казберука, но взгляды этих двух исследователей на личность Калиновского совпадают. Самое главное - сообщить белорусам правду о личности Калиновского и о жертвах польского восстания.

Кстати, этот храм, который стоит на улице им. Калиновского в Минске - храм в честь всех святых - он, как заявлялось при строительстве, возводился в честь невинно убиенных в Отечестве нашем - т.е. и жертв Первой мировой войны, и Второй мировой войны. Почему бы, в контексте этих предложений об установлении памятника Калиновскому около этого храма, не поминать и жертв невинно убиенных повстанцами Калиновского? Думаю, это вполне может быть уместно.

В этом деле, немаловажном для церкви, очень важна координация действий, и координация эта должна исходить от минского Епархиального управления. Когда священник сам по себе выступает с некоей инициативой, это может не всегда приветствоваться - с благословением от священноначалия должны исходить такие инициативы. Поэтому важна роль именно минского Епархиального управления.

ИА REGNUM: В год юбилея польского восстания 1863 года 2 февраля на минском Главпочтамте состоялась торжественная церемония гашения открытки с маркой "175 лет со дня рождения Кастуся Калиновского", выпущенной в обращение 28 января министерством связи и информатизации Белоруссии. В марте в Президентской библиотеке Белоруссии открылась выставка "За достоинство! За Родину!", приуроченная к 150-летию восстания 1863-1864 гг. и 175-летию со дня рождения Викентия Константина Калиновского. Какие мероприятия, посвященные данному историческому событию, проводила православная общественность Белоруссии?

Названные мероприятия лишний раз свидетельствуют о том, что официальные, государственные структуры поддерживают миф о Калиновском - тот миф, который сложился в советское время, в советской историографии. Об альтернативных мероприятиях мне ничего неизвестно.

ИА REGNUM: Известно ли Вам об исследованиях церковных историков тематики польского восстания 1863 года? Готовятся ли монографии, научные или просветительские мероприятия?

Исследования, посвященные данному периоду, были. Наш церковный историк, преподаватель истории Минской духовной семинарии Гордей Щеглов выпустил в 2005 году книгу "1863 год: забытые страницы". Помню, что у нас в Минской духовной академии была написана диссертация о данном периоде - автора, к сожалению, не помню. В диссертации была статистика по участникам восстания - их происхождении, социальном статусе, а также о жертвах восстания. По крайней мере, одна диссертация по данной теме была защищена в стенах Минской духовной академии. Однако она не была опубликована.

Наверное, не очень у нас получается популяризировать те исследования, который у нас проводятся. Понятно, что на издание исследований нужны средства - может быть, в этом причина. Но исследования проводятся и в узкоцерковной среде - в стенах Минской духовной академии, данная проблематика поднимается, в т.ч. и нашими преподавателями, освещается вполне объективно - и Гордеем Щегловым, и Валентиной Тепловой, и другими преподавателями.

В Жировицком монастыре есть печатное издание "Жировицкая обитель" - там публиковались материалы о польском восстании 1863 года и о личности Калиновского. Объективные были публикации, показавшие и значение, и трагизм этого восстания, и последствия его. Судя по опубликованным материалам, после восстания в Белоруссии стали больше присматриваться к нуждам простого белорусского народа и действовать в его интересах. Я не помню, чтобы у нас проводились специальные конференции, посвященные конкретно польскому восстанию 1863 года. Безусловно, эта дата важна и для церковной истории, и для народа в целом, потому что в последующий период стала более активно пресекаться полонизация, началось массовое строительство православных храмов, что, действительно, способствовало духовному возрождению белорусского народа на православной основе.

ИА REGNUM: Что, на Ваш взгляд, наиболее приемлемо: замалчивать юбилей польского восстания 1863 года или стремиться дать объективный взгляд на события той эпохи?

Замалчивать нельзя. Чем меньше в истории "тёмных пятен", тем лучше. Представление о нашей истории за XX век было очень сильно искривлено. Я и сам, признаюсь честно, до публикаций Владимира Казберука, рассуждал примерно так: "Ну, было восстание, был белорусский национальный герой - Калиновский". Лишь позже, обратившись к публикациям Казберука, решил перечитать издававшуюся Калиновским газету "Мужицкая правда". Благо, что эта газета была факсимильно переиздана. Я увидел, что в этой газете нет ничего такого, за что можно было бы ценить Калиновского и называть его белорусом. Я бы назвал Калиновского антибелорусом.

Калиновский очень грубо, оскорбительно говорил о православии, о православной вере и православной церкви. Замалчивать это никак нельзя. Нужно об этом говорить, писать и постепенно добиваться объективного взгляда на данный период в учебниках, чтобы не продолжалось массовое тиражирование мифа, господствовавшего на протяжении долгих десятилетий.