Один из вопросов, который регулярно поднимается в последнее время в Чувашии, - когда в Новочебоксарске откроется завод солнечных батарей "Хевел", запуск которого уже не раз переносился. Комментарии по этому поводу дал в программе "Вести. Интервью" на канале "Россия 24" (Чебоксары-ТВ) премьер-министр Чувашии Иван Моторин. Также он рассказал о "черном списке" недобросовестных подрядчиков, сроках решения проблем дольщиков и почему жители Чувашии так и не смогли сделать ни одного льготного авиарейса в города Поволжья. ИА REGNUM публикует телеинтервью Ивана Моторина.

Иван Борисович, к проекту строительства и запуска завода по производству солнечных батарей приковано внимание многих. В него вложено уже более 20 млрд рублей. Сроки запуска вновь отодвинуты. В связи с чем мы все никак не можем перерезать красную ленточку?

Я надеюсь, что в последний раз. Инвесторами завода являются ОАО "Роснано" и группа компаний "Ренова", соответственно пуск завода в большей степени зависит от их решения. Последняя озвученная ими дата - ноябрь. Сегодня завершены все основные работы: строительство завода, монтаж оборудования, пуско-наладочные работы.

То есть республика не причастна к тому, что затягиваются сроки запуска завода?

Естественно, это в большей степени зависит от собственников проекта. Да, они сталкиваются со сложностями - они на слуху. Было обращение и в адрес правительства Российской Федерации с просьбой рассмотреть ряд мер по поддержке данного проекта. Окончательное решение правительством России по данному вопросу еще не принято. Чувашская Республика в лице нашего представителя в Москве принимала участие в совещании на уровне вице-премьера, где "Роснано" озвучило направления, которые могли бы помочь сегодня заводу выйти на заявленные мощности. В первую очередь, это реализация крупных проектов солнечных станций, которые должны быть реализованы в Новосибирской области и Алтайском крае.

На недавно прошедшем в Чебоксарах VI экономическом форуме обсуждали проект развития солнечной энергетики. Три года назад завод "Хевел" называли территорией опережающего развития. Сейчас все иначе. Мы, еще не запустившись, уже утратили конкурентные позиции на рынке. То есть мы сейчас по цене и определенным характеристикам проигрываем той же самой китайской продукции. Мы опоздали? Получается, что все наши усилия напрасны или... для кого это строится?

Изначально была выбрана технология швейцарской компании и первый перенос сроков, если вы помните, был связан с внесением изменений в эту технологию. Они были внесены довольно успешно, увеличено КПД работы солнечных батарей. Инвесторы озвучивали, что данная продукция конкурентна с той продукцией, которую представляют сегодня производители в этом сегменте рынка. Кроме того, ОАО "Роснано" и группа компаний "Ренова" сегодня финансируют проект научной школы в Санкт-Петербурге по тематике солнечных батарей. Ее деятельность позволит произвести НИОКРовскую продукцию в этой отрасли, значительно улучшить технологию и в дальнейшем по необходимости вносить изменения на повышение КПД этих батарей. Соответственно, я надеюсь, что заявленные со стороны инвесторов параметры будут достигнуты.

Что касается коммерческого потенциала проекта, то он изначально базировался на тех формах поддержки, которые есть в Западной Европе и Юго-Восточной Азии и, возможно, будут в Российской Федерации. На сегодня солнечная энергетика убыточна везде, и без определенных форм поддержки данный проект запустить довольно тяжело. Необходимо брать во внимание и то, что батареи имеют определенный срок эксплуатации. Соответственно все это должно отражаться в стоимости тех киловатт, которые потребляются при использовании данной продукции.

То есть пока мы все-таки ориентируемся на внешний рынок?

По последним заявлениям, сделанным инвесторами проекта, резко сделан разворот на внутренний рынок. С учетом того, что в этой области эффективно работают китайцы, и Юго-Восточный рынок, по их заявлениям, они закрывают, а Европа свернула все формы поддержки данного направления и европейский рынок довольно закрытый, область распространения продукции сузилась до Российской Федерации. Страны Африки и Азии также входят в орбиту работы предприятия, но сегодня без серьезных объемов продаж в России вывести данный проект на запланированные объемы будет тяжело.

Крупный налогоплательщик завод "СанИнБев" ушел из экономики, объявил о закрытии предприятия. Не секрет, что руководство компании просило у правительства республики субсидии для стимулирования производства. Позиция пивоваренной компании, что бюджет республики потерял 600 млн рублей. А какова позиция правительства республики?

Для нас это тяжелый вопрос. Не секрет, что пивной акциз в полном объеме поступает в доход региональных бюджетов. Если посмотреть лучших налогоплательщиков с учетом уплаты акцизов за последние годы, мы увидим, что первое место занимает ОАО "Букет Чувашии", а ОАО "СанИнБев" находился на пятом месте. Это серьезные организации, которые пополняют доходную часть республиканского бюджета. Поэтому и к предложению данной компании мы подошли очень серьезно.

Вопрос обсуждался на Комитетах в Госсовете, на рабочих группах в министерствах. Мы готовы были пойти на те предложения, которые были озвучены, но... В последние годы активность компаний, занимающихся производством подакцизных товаров, стала носить довольно агрессивный характер. В чем это проявлялось? Незадолго до этого было сделано предложение "Росспиртпромом" также о поддержке производителя на территории Чувашии. Мы решили вопрос положительно: внесли изменения в бюджет и поддержали филиал "Росспиртпрома". Основным условием было восстановление Ядринского спиртзавода, и поддержка данной компании обуславливалась сверхпроизведенным объемом продукции, которая не реализовывалась на территории Чувашской Республики. Но тенденция некорректных предложений со стороны таких компаний нарастала, естественно мы решили проконсультироваться в правительстве Российской Федерации. На сегодня мы имеем ответы от всех ведомств, которые задействованы в решении данного вопроса - это Росалкогольрегулирование, Минфин России, Минпромторг России, ФАС РФ в один голос высказали, что поддержка компаний, связанных с производством подакцизных товаров в такой форме, в которой сегодня осуществляется регионами Российской Федерации, неприемлема.

Министерство финансов пошло дальше - направило правительственную телеграмму, подписанную министром, где регионам рекомендуется свернуть такие формы поддержки, и было отмечено, что при выделении трансфертов будет приниматься во внимание, что регион свои собственные доходы тратит на такие цели. Итог. Кабинет министров Чувашской Республики в июле этого года принял решение об отмене субсидирования " Росспиртпрома".

Мое личное мнение, завод по-любому был бы закрыт. Вопрос заключался только в том, будет ли он закрыт в текущем году или чуть позже. Почему? Сегодня пивная отрасль переживает серьезный кризис. Да, он, в первую очередь, связан с повышением стоимости акциза. Но при этом немаловажна и правильная маркетинговая, экономическая политика того или иного производителя. Вот у ОАО "СанИнБев" она была не очень корректная. Предприятие за 10 лет нарастило значительные мощности производства в Российской Федерации - они более чем в два раза превышали объемы выпускаемой продукции, а завоевать рынок, то есть увеличить объемы продаж такими же темпами, которыми выкупались заводы, они не смогли.

Тема госзаказов вновь оказалась в числе острых - затягивание сроков исполнения контрактов, некачественное исполнение, аферы. В каких сферах попадаются нечистые на руку подрядчики?

Сфера госзаказа широка. Но наиболее проблемное исполнение госзаказов происходит, в первую очередь, в сфере строительства. Чаще всего не исполняются сроки и качество строительства. Объекты большие, и неэффективное использование бюджетных средств видно сразу. Второй блок проблемных вопросов - это поставка продуктов питания, медикаментов, где уже при поставке видно, соответствует ли продукция заявленным в конкурсной документации требованиям. Заказчики здесь в той или иной мере ведут работу по исправлению ситуации.

В прошлом году глава республики заявил о том, что нужно создавать "черный" список недобросовестных подрядчиков. Такой список уже заведен, он пополняется?

Список ведется Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. Понятно, что уполномоченный орган на ведение официального списка - это УФАС. Соответственно Минэкономразвития Чувашии больше ведет статистический мониторинг нарушителей, выявленных в ходе исполнения тех или иных контрактов государственными и муниципальными заказчиками. Это как памятка для госзаказчика, который может посмотреть и понимать, кто у него идет на тендер, и будут ли у него сложности с исполнением заказа. А включить в официальный список недобросовестных поставщиков, естественно, может только УФАС. Чаще всего это делается в судебном порядке, и сегодня это на самом деле не такой большой список - около 27 организаций. А за небольшой период после поручения главы республики у Минэкономразвития Чувашии в перечне нарушителей имеется свыше 30 организаций. Но я еще раз подчеркиваю, что список, который формируется в Минэкономразвития Чувашии, - носит характер мониторинга исполнения контрактов.

Правительство Чувашской Республики будет усиливать работу в этом направлении. По многим контрактам, особенно строительным, мы сегодня закладываем такие меры защиты как банковская гарантия. То есть подрядная организация при исполнении своих обязательств будет понимать, что в случае некачественного исполнения заказа она понесет не только имиджевые издержки, но в обязательном порядке и финансовые.

По итогам прошлого года в республике снизились темпы строительства. В основном муниципалитеты не справляются со взятыми обязательствами. Единицы, кто справился. С чем вы это связываете? Есть какие-то субъективные факторы или объективные факторы рынка?

По строительству жилья на душу населения Чувашия находится по прежнему в лидерах в Приволжском федеральном округе и в Российской Федерации. В ПФО мы на первом месте, в Российской Федерации входим в десятку. Говорить о каком-то системном кризисе в жилищном строительстве в республике не приходится.

Вторая часть вашего вопроса - это проблема в большей степени сельских районов. Сегодня мы видим, что практически 2/3 из всех муниципальных образований не выполняют планы по вводу жилья, которые в общем-то они сами для себя и ставили. С чем это связано? Здесь двоякая ситуация. Во-первых, мы понимаем, что в большинстве сельских районов идет убыль населения, а строительство должно расти. Это два взаимоисключающих фактора, так как жилье в первую очередь строится для жителей. Соответственно уже сегодня, по данным Минстроя Чувашии, большая часть из муниципальных образований достигла довольно высоких показателей, сопоставимых с выполнением указа президента Российской Федерации по вводу жилья в районе 1 кв. метра. Это уже та планка, за которой тяжело активно развиваться, учитывая не всегда положительную демографию в муниципалитетах.

Может быть, есть смысл снизить немного планочку и идти более медленными шагами?

Мы как раз и снизили ее в прошлом году, провели ревизию и дали методологические рекомендации муниципалитетам - не гнаться за мифическими квадратными метрами, а более глубоко владеть развитием отрасли у себя в муниципалитете и вести правильный статистический учет.

У нас в республике осталось шесть проблемных объектов и 353 обманутых дольщика, если я не ошибаюсь. Этот вопрос находится на контроле республиканского правительства. К какому сроку вы планируете окончательно решить проблемы обманутых дольщиков?

Срок был установлен не мной, а правительством России, президентом России. И мы его должны были выполнить еще в прошлом году. Но правительство Чувашской Республики понимало, что многие моменты зависят не только от нас. По ряду площадок была сложнейшая ситуация: осуществлялось конкурсное производство, где-то было введено внешнее управление. И каждая такая проблемная площадка требовала точечного, я бы даже сказал, ювелирного подхода. В прошлом году, когда возглавил комиссию, мы детально в течение нескольких месяцев с руганью, с болью рассматривали каждый объект и по каждой площадке был выработан свой механизм решения проблемы.

Сегодня у меня практически не вызывает сомнения, что из названных шести площадок по четырем все вопросы будут решены в срок - но в срок, который установлен не чьим-то приказом или рекомендацией, а установлен в ходе реального анализа положения дел, нормативными сроками строительства того или иного объекта и реальными финансовыми возможностями как бюджета республики, так и муниципалитетов. Это, в первую очередь, улица Урожайная и "Волжский платинум" - в этом году там планируется ввести первую блок-секцию, в следующем году - завершить полностью объект, и объект в Новочебоксарске.

Остается еще три сложных объекта. Площадку по улице Фучика я тоже отношу к тем, по которым в ближайшее время вопрос будет решен. Здесь занимается республиканское предприятие - ОАО "Ипотечная корпорация". Есть план строительства. Есть проблема с сетями. Но так как территория "Богданки" планируется к развитию, наиболее сложные вопросы канализации мы решим в рамках или республиканского бюджета, или иных форм поддержки. С другими сетевыми компаниями вопросы решены, обозначены минимальные технические условия, которые в принципе не ведут к удорожанию проекта.

Сегодня я не могу точно, до конкретного месяца, дня сказать по двум строительным площадкам: на проспектах 9-ой пятилетки и Тракторостроителей, которые входили в ведение АН "Честр" и компании "Высота". Там не завершена процедура конкурсного производства. Сегодня мы вышли на финишную прямую - конкурсный управляющий обещает, что если все пойдет так, как запланировано, у объектов до конца года появится собственник, свой застройщик. И вот тогда смогу уже более конкретно по времени сказать о сроках завершения процесса строительства.

Иван Борисович, у меня к вам последний вопрос. Чебоксары с 1 апреля этого года должны были включиться в экспериментальный проект по авиаперевозкам в регионах. Перечень маршрутов был согласован, цены на билеты были определены, размер субсидий утвержден, но ни одного рейса в Самару, Саратов и Уфу так и не было сделано. Между тем, эксперимент заканчивается, если я не ошибаюсь, в ноябре. Жители других городов, участвующих в этом проекте, уже вовсю пользуются авиасообщением. А мы же вот пока не сделали ни одного рейса. Вот нам обидно! С чем связано, что Чебоксары оказались за бортом этого эксперимента?

Если коротко, я могу ответить вам вашими же словами - нам тоже обидно! Все, что касалось правительства республики, все поручения главы республики нами были выполнены. Предусмотрены средства на компенсацию, согласованы все соглашения, даны согласия об участии в эксперименте, мы принимали участие в совещаниях, которые проводились на окружном уровне и на уровне Минтранса России. Авиаперевозчик определялся на федеральном уровне в результате конкурса - это компания "Татарстан". Все, что от нас зависело, было сделано. Было обращение о предоставлении скидки для авиакомпаний при обслуживании рейсов в аэропорту. Все было предоставлено! Возмущение наше вылилось в письмо, которое было направлено и в Минтранс России, и перевозчику, что мы не согласны с переносом сроков реализации данного проекта на сентябрь. У нас было и экономическое обоснование этого вопроса. Легче раскрутить этот проект весной и войти в летний отпускной период. И соответственно мы могли бы быть уверенными за коммерческую состоятельность проекта. Нас, к сожалению, не услышали. Почему региональные авиаперевозки не пришли в Чебоксары? Перед правительством России была озвучена основная проблема: нехватка самолетов и летного состава.

Сегодня перевозки в тех регионах, в которых они стартовали, испытывают определенные проблемы, например, недоукомплектованность пассажирами рейсов, в связи с чем возникают повышенные издержки у перевозчиков и т.д. Рассматривается вариант компенсации не на билеты пассажиру, а непосредственно перевозчику. Будет еще много новых вводных.

Минтранс Чувашии находится в постоянном контакте по реализации этого проекта. Чувашская Республика своевременно внесет все изменения в нормативные акты. Старт региональных перевозок в Чувашии намечен с 1 сентября. Я надеюсь, что срок, как в случае с "Хевелом", передвигаться не будет. И еще раз заверяю, что данный перенос сроков никак не связан с неподготовленностью республики. Мы к перевозкам готовы, ожидаем на низком старте.