"Хорошо, что сегодня мы поднимаем вопрос о состоянии оборонных островов Ладоги, о чистоте озера в связи с тем, что в течение многих лет испытывалось действие радиоактивных веществ, человеконенавистнического оружия. Думаю, нам сегодня не нужен "жареный шум" - надо узнать, что происходит. Очевидно, что угрозы радиационного заражения на Ладоге нет. Но следует понять всё же реальные последствия того, что здесь происходило", - оценил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM итоги Недельной экспедиции Международной экологической организации "Зелёный крест" и Общественного совета Госкорпорации Росатом, стартовавшей 30 июня и завершившейся ровно через неделю, руководитель сектора радиационной безопасности Института "Прикладная экология", член Общественного совета Госкорпорации Росатом Андрей Ткаченко.

"Надо провести тщательные исследования воды, опуститься на дно, а может быть, даже пробурить шурфы с тем. Чтобы взять пробы. Ладога у нас общая, оборонные острова расположены на пути к Валааму, и думаю, забота о состоянии озера должна быть заботой и Ленобласти, и Карелии, и Минобороны. По собственному опыту в оборонке скажу, что испытания на островах велись непрерывно. Пока прямой угрозы Ладоге нет. Но я знаю три варианта, при которых следует исправить положение вещей. На Общественном совете Росатома доложу Сергею Кириенко, что работу надо продолжать", - считает Ткаченко.

По его словам, данные есть, но они под грифом секретности. Нужна программа, которая базировалась бы на реальном положении вещей. "Предупреждающих знаков: "Радиоактивность!" на оборонных островах надо слушаться. Кирпич на дороге - повод для раздумий, точно также и эти знаки. Во всяком случае, следует постоянно мониторить ситуацию. Кстати, в Карском море разработана специальная программа такого мониторинга".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в задачи экспедиции Международной экологической организации "Зелёный крест" и Общественного совета Госкорпорации Росатом входило осмотреть острова на северо-западе Ладожского озера - в тех местах, где проводились испытания ядерного оружия, измерить радиационный фон, как на почве, так и у крышек временных бетонных хранилищ ядерных отходов.

В составе экспедиции, помимо председателя клуба работников ЛАЭС с почти 40-летним стажем работы на атомной станции Сергея Аверьянова, капитана судна Константина Овчинникова, в прошлом работавшего на космодроме Байконур и занимавшегося дезактивацией ракетного топлива, и экологов "Зелёного креста", входил журналист ИА REGNUM.

Напомним, в районе оборонных островов в 50-х годах проходили испытания "грязной бомбы", заражающей всё вокруг радионуклидами. Это было дешевое и страшное оружие. На трофейном немецком эсминце размещали клетки с подопытными кроликами и собаками. Затем люди в защитных костюмах с великими предосторожностями доставали из свинцового ящика стеклянную емкость, заполненную маслянистой основой, содержащей радионуклиды - очевидно, тех же стронция и плутония.

Напомним также, что экспедиция не обнаружила захоронения радиоактивных материалов в старых штольнях - остатках финских военных укреплений, и это хорошая новость. Но на почве и даже скальном основании следы радиационного загрязнения присутствуют, хотя и не опасные для кратковременного пребывания.

Ладожскую воду регулярно проверяют "на радиацию" и ничего опасного не обнаруживают. Но мириться с радиоактивным мусором на островах озера, используемого для питьевого водоснабжения невозможно. Всё, что ещё представляет опасность на островах, следует захоронить в хранилище постоянного типа, которое, кстати, еще предстоит построить.