Европейские ценности - выбор нашего народа, а Россия - наш стратегический союзник: интервью спикера парламента Армении

Ереван, 17 Июля 2013, 00:01 — REGNUM  В беседе со спикером парламента Армении Овиком Абрамяном мы затронули широкий круг вопросов - внешняя и внутренняя политика, предпринимаемые правительством меры по решению экономических проблем, процесс разделения бизнеса и политики, последняя российско-азербайджанская "оружейная сделка", кампания против Абрамяна в армянских СМИ. Кроме того, мы подискутировали по поводу кандидатуры от власти на следующих президентских выборах.

ИА REGNUM: Г-н Абрамян, полуторагодичный избирательный цикл уже позади, страна вступает в период без избирательной активности длительностью в 4 года. Как вы оцениваете сложившуюся в стране политическую ситуацию, какие процессы ожидаете в будущем?

Действительно, выборы уже состоялись, и предстоящие 4 года мы должны использовать очень эффективно. Важно, чтобы за этот период мы смогли сконцентрировать наши силы и приступить к решению проблем экономического и социального развития государства, укрепления демократических основ общества. Ну и, в первую очередь, речь о процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и ликвидации блокады страны. Мы должны уделить особое внимание экономическому развитию. Президент республики Серж Саргсян намерен продолжать усилия, направленные на раскрытие внутреннего потенциала страны. Как вы знаете, после президентских выборов (февраль 2013 года) глава государства предложил занявшему второе место на выборах оппозиционному кандидату Раффи Ованнисяну возглавить комиссию по конституционным изменениям для осуществления реформ. Ответ был отрицательным, однако мы все же намерены провести эти реформы и эффективно использовать отведенное нам время.

ИА REGNUM: Президент предложил Раффи Ованнисяну возглавить комиссию по конституционным реформам, то есть власти ощущают необходимость в этих реформах. О каких, в частности, изменениях идет речь? Поставлена ли задача перейти к парламентской форме правления?

Вы затронули тему глубинных реформ, перемен в форме правления государством и разделения полномочий между ветвями власти. Мы эти вопросы еще не обсуждали, но они есть в повестке дня. Что касается нашего видения: сначала мы должны определиться с нашими подходами, затем составить дорожную карту и уже после приступить к самим реформам. В любом случае, необходимость конституционных реформ уже созрела. Мы предложили Раффи Ованнисяну возглавить комиссию, поскольку он получил солидное количество голосов на выборах, и необходимо было использовать этот потенциал. Все политические силы независимо от ориентаций и взглядов должны быть едины в одном - стремлении развивать и укреплять государство. В настоящее время у нас есть серьезные социально-экономические проблемы - бедность, высокие темпы миграции, - которые необходимо решать как можно быстрее. В этом вопросе все политические силы, по моему мнению, должны быть сплочены. В конечном итоге, в основе идеи конституционных реформ лежит именно эта задача - консолидация общества и решение назревших перед страной проблем.

ИА REGNUM: По итогам выборов на всех уровнях власти Республиканская партия Армении (РПА), зампредом которой являетесь вы, утвердила свое доминирование. Реальные противовесы власти, о чем говорила оппозиция, так и не появились. У вас нет опасений, что отсутствие противовесов и конкуренции в иерархии власти приведет политическую систему к стагнации?

Вопрос в том, что по итогам выборов избиратели решают, кто составляет большинство, а кто остается в меньшинстве. Республиканская партия Армении победила на парламентских выборах. Независимо от этого обстоятельства, мы всегда учитываем мнение оппозиции и стараемся найти совместно приемлемое решение. Несмотря на то, что РПА обладает большинством мест в парламенте и совместно с коалиционной партией "Оринац еркир" в состоянии провести необходимые решения, правящая сила не может игнорировать мнение оппозиции. Когда оппозиция выступает с разумными предложениями, мы выносим их на обсуждение и принимаем. Мы никогда не выступали с позиции силы. Очень важно привлекать к дебатам все политические силы, представленные в парламенте. Было много случаев, когда политическое большинство принимало предложения оппозиции. Что касается повышения роли и значимости парламента, следует отметить, что действующее Национальное собрание работает достаточно активно. Роль парламента заключается в том числе в организации продуктивных обсуждений по общественно значимым вопросам. У нас богатый опыт по привлечению гражданского общества к парламентским обсуждениям. К примеру, недавно, мы все стали свидетелями, как остро прошли обсуждения вокруг доклада Контрольной палаты по поводу расходования бюджетных средств.

ИА REGNUM: Часто политики как из стана власти, так и оппозиции заявляют о том, что парламент не выполняет свою роль реального противовеса правительству. Правительство сильнее парламента. Даже по количеству законодательных поправок парламент не может конкурировать с исполнительной властью. Вы не видите здесь проблем?

Вопрос достаточно содержательный. Что касается баланса между правительством и парламентом, то полномочия указанных структур четко прописаны в Конституции Армении. В целом, у исполнительной власти больше рычагов, чем у законодательной, однако нужно учесть, что правительство работает на основе принятых парламентом законодательных актов и решений. Что касается активности исполнительной власти в плане законодательных инициатив, следует учитывать следующую схему: все законодательные инициативы правительства до включения в повестку заседаний парламента проходят этап тщательных обсуждений во фракциях коалиционных партий, в парламентских комиссиях. Если выражаться цифрами, 80% законодательных поправок представляются правительством, и только 20% депутатами. Это всегда было так. И это естественно, поскольку именно парламент утверждает программу правительства, которую, как вам известно, представляет политическое большинство. Ведь правительство является ответственным за экономическую политику, следовательно, оно и должно представлять соответствующие законодательные поправки и обосновывать свои инициативы. Не было такого случая, когда правительство направляло законодательные поправки в парламент, который в ответ одобрял их как императивные акты. Здесь заявления о слабости парламента в иерархии власти не обоснованы.

ИА REGNUM: Есть мнение о том, что расстояние между государством и правящей партией сильно сократилось, они почти срослись. Ситуация все больше становится похоже на реальность времен СССР, когда на всех государственных инстанциях доминировала коммунистическая партия.

Это явление объясняется политическим фактором, который имеет и отрицательные стороны. Когда политическая сила носит полную ответственность за ситуацию в стране, это очень важно. В прошлом РПА состояла в коалиции сразу с несколькими политическими силами (партии АРФ "Дашнакцутюн", "Процветающая Армения" и "Оринац еркир" - ред.), и были случаи, когда все хотели приписывать себе все хорошее, а за плохое приходилось отвечать РПА. Такая тенденция существовала, и все об этом знают. РПА никогда не отказывалась от ответственности и всегда была готова отвечать, как за достижения, так и за упущения. Но вместе с этим очень важно иметь сильную и сплоченную оппозицию, чтобы та не дала расслабиться правящей силе. При раздробленности оппозиции, правящая сила может расслабиться, допускать ошибки и, в конце концов, ослабить свои позиции. Это возможный негативный эффект, и здесь я вижу проблему. Но президент Армении владеет ситуацией, и порой выступает с критикой не только в адрес исполнительной власти, но и в адрес правящей партии - это повышает ее эффективность и ответственность.

ИА REGNUM: В условиях концентрации в руках власти всех ресурсов и рычагов, которыми можно влиять на электоральные настроения, как может оппозиция бросить вызов власти?

Сила оппозиции в ее консолидации. Однако этого не происходит из-за амбиций. Именно амбиции помешали, чтобы оппозиция выдвинула единого кандидата на президентских выборах. Раздробленное состояние оппозиционного лагеря - серьезная проблема и для властей, и для политической системы в целом. Бывает, конечно, что в парламенте оппозиция выступает с единых позиций по тем или иным вопросам. Однако часто оппозиционные политики выступают с критикой ради самой критики, что снижает эффективность и ценность их действий.

ИА REGNUM: Правительство Армении утверждает, что в ходе предстоящих нескольких лет в стране произойдет существенный рост зарплат. В свою очередь эксперты и представители международных финансовых организаций выражают опасения насчет возможной второй волны экономического кризиса. Как вы в этом контексте оцениваете экономическую политику правительства? Насколько она соответствует существующим реалиям?

Экономическое развитие зависит от условий и возможностей. Более 20 лет Армения находится в блокаде со стороны Турции и Азербайджана (из-за нагорно-карабахского конфликта - ред.). Однако нельзя постоянно ссылаться на это. В прошлом году мы зафиксировали экономический рост на уровне 7%. Президент Армении поставил перед правительством задачу обеспечить в 2013 году экономический рост на уровне не менее 5%. Исполнительная власть сейчас вплотную занимается ее решением, и я убежден, что она сделает все для достижения цели. Вы правильно упомянули о вероятности второй волны экономического кризиса. В нынешнем быстро меняющемся мире мы должны проявить гибкость и оперативно реагировать на глобальные экономические процессы. Правительство должно серьезно взвешивать ситуацию и находить правильные решения. Наша ситуация усугубляется еще и блокадой, отсутствием энергоресурсов и выхода к морю.

ИА REGNUM: Вы сказали, что нужно делать. Я хочу спросить о том, насколько предпринятые в настоящее время правительством шаги созвучны существующим угрозам и вызовам. Вас они удовлетворяют?

С точки зрения правительства, предпринимаемые меры созвучны реалиям. Президент отметил, что к концу года будет дана оценка деятельности правительства. Что касается меня, то я тоже считаю, что все прояснится в конце года, и я дам оценку ситуации, с учетом сокращения темпов миграции, создания новых рабочих мест и повышения уровня жизни граждан. Думаю, сейчас не стоит торопиться с оценкой, к концу 2013 года мы подведем итоги.

ИА REGNUM: Уже несколько лет как в Армении на уровне президента поставлена задача разделения бизнеса от политики. На парламентских выборах 2012 года бизнесмены хотя и не попали в пропорциональный список РПА, однако все равно вошли в парламент по мажоритарной избирательной системе. Здесь возникают вопросы. Во-первых, почему крупные бизнесмены стремятся в парламент? Во-вторых, раньше наличие бизнесменов в парламенте объяснялось тем, что от них есть польза, поскольку они хорошо понимают сферу экономики. Почему же сейчас принято решение выдавить их из политики?

Очень плохо, когда бизнесмен рвется в парламент не для того, чтобы заниматься законодательной деятельностью, а с целью поиска политической страховки собственного бизнеса. Это отрицательный тренд. Однако если здраво смотреть на ситуацию, можно констатировать, что количество представителей крупного бизнеса, стремящихся попасть в парламент, постепенно сокращается. Они избираются по мажоритарной системе. Всем ясно, что если бизнесмен приходит в парламент, тратит на это средства, но в итоге не занимается полноценной законотворческой деятельностью и не уделяет должное внимание своему бизнесу, от этого страдают обе сферы. Помимо этого, закон не позволяет, чтобы депутат занимался одновременно как политикой, так и бизнесом. Я убежден, что на парламентских выборах 2017 года численность бизнесменов, желающих быть избранными в парламент, заметно сократится. Желание бизнесменов попасть в парламент говорит о том, что у нас есть проблема с равномерной имплементацией законов на практике. Когда закон будет равным образом действовать для всех, будь то крупный бизнесмен, депутат, министр или простой гражданин, тогда бизнес не будет стремиться в политику. Уверен, что в будущем мы достигнем этой цели. Государство у нас молодое, должно пройти время, чтобы эта культура сформировалась. Еще раз отмечу, что такая тенденция у нас прослеживается. Например, если тот же Комитет государственных доходов продолжит проявлять равное отношение к политику, бизнесмену и простому гражданину, уверен, что прогресс будет более очевидным.

ИА REGNUM: Недавно обнародованный доклад Контрольной палаты свидетельствует о наличии случаев хищения госсредств. Помимо других, ситуацией недовольны также бизнесмены. С одной стороны они выплачивают налоги, а с другой видят факты неэффективного расходования тех же налогов. Как вы думаете, это приведет к снижению доверия бизнесменов и граждан к правительству?

Конечно, я здесь вижу проблему. Гражданин платит налоги и имеет право знать, насколько эффективно расходуются эти средства государством. Когда развернулись острые дебаты вокруг отчета Контрольной палаты в парламенте, некоторые это назвали демагогией, пытались делать различные необъективные оценки, однако в реальности наличие таких обсуждений очень важно. Мы должны озвучивать свои оценки по фактам нарушений. Парламент - именно та площадка, где должны проходить подобного рода обсуждения. Не нужно забывать, что парламент обладает также функцией контроля, поэтому мы направили отчет КП в генпрокуратуру, чтобы выявленным фактам были даны правовые оценки.

ИА REGNUM: СМИ Армении также в контексте выявленных нарушений в отчете КП пишут о грядущих изменениях в правительстве. Оппозиция в раздробленном состоянии, она не может давить на власть с требованием осуществления изменений. В этом контексте, в будущем можно ожидать новые изменения внутри власти?

Изменения всегда следует ожидать. Однако не оппозиция должна нас заставлять делать изменения и реформы. У нас есть дорожная карта действий, есть проблемы, и как политическое большинство мы несем ответственность перед обществом. Правительство должно работать над сокращением миграции, повышением уровня жизни и снижением бедности. Если профильному государственному органу не удается решать эти проблемы, всегда следует ожидать изменений. Это очень важный момент.

ИА REGNUM: Власти часто говорят о необходимости решения указанных вами задач. Однако мы видим картину, когда сохраняются высокие темпы миграции, социально-экономическое положение граждан не улучшается и так далее. Лично вам предпринимаемые правительством действия внушают надежду, что к концу года проблем станет меньше?

Я должен руководствоваться цифрами. В прошлом году правительству удалось зафиксировать 7,2%-й экономический рост. В этом году президент Армении поставил политическую задачу обеспечить экономический рост как минимум на уровне 5%. На самом деле решение всех указанных проблем зависит от экономического роста страны. Порой наши граждане справедливо отмечают, что они не ощущают на себе этот самый рост. Да, пока это так, поскольку во время кризиса спад экономики составил 14,4%. Мы постепенно должны восстановить прежние показатели, а затем уже фиксировать рост. Если в прошлом году простые граждане не почувствовали на себе рост экономики, в следующем, уверен, почувствуют.

ИА REGNUM: Существует мнение, что внутри партии власти есть группы, ведущие борьбу за влияние друг с другом. Даже отмечается, что одну из таких групп возглавляете вы. Можно ли считать ожесточенные дискуссии вокруг доклада КП публичным проявлением противоречий внутри власти?

Я не думаю, что подобные группы или противоречия внутри власти существуют. Вполне нормально, когда звучит критика, имеют место обсуждения. Здесь нет ничего необычного. У нас нет договоренности о том, чтобы министр, губернатор или руководитель какого-то ведомства мог бы злоупотреблять своим положением. Наоборот, когда член нашей партии назначается на пост, перед ним ставится задача добросовестно выполнять свои обязанности, решать назревшие в руководимой им сфере проблемы. Нарушающие данное положение должны быть наказаны. Когда в парламенте обсуждался доклад Контрольной палаты, я даже не планировал выступать в процессе обсуждения, но в конце пришлось это сделать. Когда глава ведомства представил имевшие место нарушения, у меня создалось впечатление, что имело место распыление бюджетных средств, после чего я озвучил свое мнение. Я задал вопрос главе Контрольной палаты о том, проводились ли обсуждения с руководителями ведомств, в деятельности которых были выявления факты злоупотреблений? Он ответил положительно, добавив, что у них не было серьезных разногласий с содержанием доклада. Тогда я просто не мог не сказать о том, что имело место хищение бюджетных средств. Однако затем, когда свою позицию озвучило правительство, когда оно привело факты, стало ясно, что многие нюансы в отчете КП не соответствуют реальности. В моей заключительной речи я отметил, что не вся информация доклада Контрольной палаты истинна, и поэтому мы решили направить документ в генпрокуратуру, которая даст правовые оценки документу.

ИА REGNUM: На днях с участием президента Армении состоялось заседание Исполнительного органа Республиканской партии, в котором, как уже было объявлено, обсуждалось поведение фракции РПА в парламенте. Все это случилось после обсуждения отчета Контрольной палаты, которым президент не был доволен. К какому заключению пришел Исполнительный орган партии по итогам заседания?

Мы обсудили, почему изучение отчета Контрольной палаты было таким резонансным. Пришли к выводу, что нельзя выносить на обсуждение сырые вопросы. Мы договорились о необходимости внесения четкости в процесс представления и обсуждения отчетов Контрольной палаты. Когда КП выявляет определенные нарушения, она должна все это тщательным образом проанализировать, работать с профильным ведомством, где были выявлены нарушения, и только после этого составлять отчет и выносить его на обсуждение в парламент. Все это будет делаться во избежание ситуаций, при которых выносится на обсуждение еще сырой документ, затем звучат обвинения. В присутствии президента страны я указал на недопустимость представления парламенту сырых отчетов, поскольку мы не можем на месте выяснить, где правда, а где ее нет. Если даже мы озвучили какие-то обвинения, это было сделано на основе отчета КП.

ИА REGNUM: Вопрос касается внешней политики. Армения участвует в интеграционных процессах, как на площадке СНГ, так и Европейского союза. Страна идет к парафированию Соглашения об ассоциации с ЕС. Как со стороны Европы, так и России часто звучат заявления о том, что Ереван должен выбрать между евроинтеграцией и инициированной Россией интеграцией евразийской (Таможенный союз). Как вы думаете, Армения стоит перед выбором по принципу "или-или"?

Процесс евроинтеграции Армении оценивается как достаточно успешный. По оценкам представителей Евросоюза, по части реформ Армения опередила Грузию и Молдавию. Недавно Армению посетил Штефан Фюле (комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства - ред.), который выразил удовлетворение выполнением Арменией своих обязательств к предстоящему в ноябре текущего года Вильнюсскому саммиту (где и может состояться парафирование Соглашения об ассоциации с ЕС - ред.). Теперь что касается выбора: никто не заставляет Армению делать выбор по принципу "или-или". Мы не строим наши отношения с партнерами на основе противопоставления. Европейские ценности - это выбор нашего народа. Россия - наш стратегический союзник, рынок экспорта. Хочу отметить, что мы рассматриваем эти два процесса как взаимодополняющие. Во всех этих процессах для нас главным должен быть интерес нашего народа, государства.

ИА REGNUM: Различные российские чиновники предупреждают Армению о негативных последствиях со стороны Москвы, если Ереван подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС. Об этом в своем интервью также говорил экс-посол РФ в Армении Вячеслав Коваленко. У вас есть такие опасения, страна готова к этим последствиям?

Мы должны проявить гибкость и сделать так, чтобы в процессе не возникли противоречия с Россией или ЕС. Здесь нам нужно идти по принципу сопоставления, а не противопоставления. По крайней мере, со стороны руководства делается все для этого. У нас нет оснований считать, что процесс евроинтеграции может обострить наши отношения с Россией. Наоборот, как со стороны России, так и ЕС говорится о том, что между этими интеграционными процессами нет противоречий.

ИА REGNUM: В СМИ и политических кругах обсуждается вопрос российско-азербайджанской "оружейной сделки". Азербайджану были проданы комплексы ПВО и реактивные ракеты залпового огня "Смерч". Армения фактически находится в состоянии войны с Азербайджаном. В этом плане продажа российского вооружения Баку не вызывает у властей Армении опасений? Эта сделка не выходит за рамки армяно-российских союзнических отношений?

В любой подобной сделке, особенно если государства фактически находятся в состоянии "замороженной" войны, я вижу проблему, вызывающую опасения. Для сторон должны быть установлены равные условия, должен соблюдаться паритет. Если у Азербайджана есть возможности, и он в состоянии закупать крупные партии оружия, это не значит, что соблюдается паритет. За мир в регионе ответственны не только стороны конфликта, но и державы. Например, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа назвал это бизнесом. Я лично так не считаю. Думаю, что нельзя поставлять такое количество вооружений стране, в которой постоянно звучит милитаристская риторика и которая готовится к войне.

ИА REGNUM: Задолго до президентских выборов 2008 года всем было ясно, кто будет кандидатом от власти. Им стал действующий президент Серж Саргсян. В настоящее время даже в самой Республиканской партии нет четкого представления насчет кандидатуры власти на президентских выборах 2018 года. В прессе в числе других фигурирует и ваше имя. Сегодня в лагере власти рассматривается вопрос о кандидатуре на следующих выборах президента Армении?

Я не считаю корректным, чтобы сейчас в партии обсуждался этот вопрос. Президент избран, ему предстоит работать еще пять лет. Нашей первой задачей в настоящее время является не обсуждение кандидата от власти на следующих президентских выборах, а оправдание кредита доверия народа по отношению к нам. Задача нашей команды - реализация предложенной обществу избирательной программы. Что касается возможных кандидатур на президентах выборах, обсуждаемых в "объективной" прессе, где часто печатаются заказные статьи и делается попытка черного пиара в отношении меня, хочу направить месседж заказчикам этих статей: не прилагайте лишних усилий. У меня нет и никогда не было намерений баллотироваться в президенты.

ИА REGNUM: Вы часто говорите, что против вас заказываются статьи в прессе. Кто заказчики? Вы их знаете, они состоят в вашей партии?

Поскольку в нашей стране независимая пресса еще не полностью состоялась, то они повсюду.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
11.12.16
Азербайджан грозит Нагорному Карабаху новой войной
NB!
10.12.16
Новак: РФ не будет заключать с Украиной дополнительные соглашения по газу
NB!
10.12.16
Выборы в Приднестровье: давление исполнительной власти началось
NB!
10.12.16
СМИ: Пальмира находится под контролем сирийских войск
NB!
10.12.16
Почему Россия позволяет унижать и дискредитировать себя?
NB!
10.12.16
«Вольсбург» продолжает опускаться в зону вылета
NB!
10.12.16
Государство намекает Церкви на важность идти путем милосердия
NB!
10.12.16
Порты: Россия хочет повоевать с Прибалтикой за белорусский нефтетранзит
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь
NB!
10.12.16
«Фараон» Ортега, «мутный» миллиардер и никарагуанская авантюра
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: Эксцесс исполнителя? Кому это выгодно?
NB!
10.12.16
Официальный Минск преследует ИА REGNUM за критику дрейфа властей на Запад
NB!
10.12.16
Мининформ Белоруссии признал политическими свои репрессии против СМИ
NB!
10.12.16
Православные России выступили против политических репрессий в Белоруссии
NB!
10.12.16
«Помните же – не верьте отступлению»: Крымская война
NB!
10.12.16
Австрия: Что будет, если Трамп договорится с Путиным о Крыме и Донбассе?
NB!
10.12.16
Грузия: Мечты сбываются?
NB!
10.12.16
Уголовщина в московском ЖКХ: «Для вас закон — платить!»
NB!
10.12.16
«Не устал, не ухожу» — президент Гамбии передумал отдавать власть
NB!
10.12.16
«Секрет английского футбола» — изнасилования воспитанников футбольных школ
NB!
10.12.16
Госдеп США: Импичмент президента Южной Кореи должен пройти «мирно и плавно»
NB!
09.12.16
Действие международного права должно распространяться и на Белоруссию