"Заметна ревизия отношения к Отечественной войне 1812 года. Однако попыток ревизии термина "Великая Отечественная война", судя по государственному телевидению и официальным изданиям, я не наблюдаю", - заявил 12 июля корреспонденту ИА REGNUM белорусский православный священник, профессор Минской духовной академии протоиерей Сергий Гордун.

По мнению священника, во время Отечественной войны 1812 года на территории современной Белоруссии мог проявить себя такой феномен, как "цивилизационный разлом": польская шляхта поддержала Наполеона I, тогда как православное белорусское крестьянство сохранило верность Александру I. Однако наличие тех, кто поддержал оккупантов, не является поводом для ревизии истории и изменения традиционной терминологии в оценке событий данной эпохи.

"Основной аргумент тех историков, которые отрицают термин "Отечественная война 1812 года": в то время народ разделился на две части - одна поддерживала русские войска, другая - Наполеона. Тот же самый аргумент можно использовать применительно к термину "Великая Отечественная война": были и те, кто пошел в услужение немцам, - сказал Гордун. - Однако наличие тех, кто служил Наполеону и немецким оккупационным властям не означает, что необходимо отказываться от наших традиционных терминов".

"Не только я, но и все преподаватели нашей академии считают, что Отечественная война 1812 года - Отечественная и для белорусов, - подчеркнул Гордун. - Мы тогда были одной страной и у большинства народа были такие чувства и настроения. Правда, были тогда, в XIX веке, слышны голоса "польской партии", что вполне объяснимо наследием господства католицизма и Речи Посполитой. Поэтому часть местной шляхты действительно поддержала и Наполеона, и польское восстание 1863 года".

Профессор Минской духовной академии отметил также, что в учебных заведениях РПЦ и Белорусского экзархата в частности нет собственного учебника истории - читаются лекции. Однако профессорско-преподавательский состав рекомендует учащимся учебники истории светских авторов, добавил он.

"Одним из лучших белорусских учебников по истории я считаю учебник Якова Трещенка. Собственно церковных учебников истории Белоруссии у нас нет", - сказал профессор.

По мнению Гордуна, в оценке Отечественных войн следует различать тех, кто по своей воле пошел в услужение оккупантам, а также тех, кто сделал это вынужденно, не преследуя корыстных интересов: "До Великой Отечественной войны на территории БССР были закрыты все храмы. При немцах было открыто более 1 тыс храмов и люди получили возможность ходить в церковь, причащаться, праздновать церковные праздники. Православные священники были вынуждены соглашаться с тем, что фактически существуют органы оккупационной власти, просить у них разрешения на свои действия - открытие храмов. После войны этих священников обвинили в "сотрудничестве с оккупантами", назвали "коллаборантами" и репрессировали".

Как сообщало ИА REGNUM, к юбилею 200-летия Отечественной войны 1812 года в Белоруссии из официальной историографии был изъят данный термин, а значение юбилея всячески принижалось в государственных СМИ. Представители официального Минска подчёркнуто игнорируют термин "Отечественная война 1812 года", предпочитая "война 1812 года" и "события 1812 года на белорусских землях". За год власти Белоруссии организовали лишь одно научное мероприятие, достойное юбилейной даты - международную конференцию 23-24 ноября в Белгосуниверситете, где было снова заявлено о том, что Отечественная война 1812 года не является Отечественной для белорусов, а также о том, что битва при Березине - это успех Наполеона I.