Формат выступления бывшего сотрудника американского Агентства национальной безопасности (АНБ) США Эдварда Сноудена, как и ранее выступление основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, не похож на формат, привычный для времен холодной войны. Тогда если разведчик хотел поделиться секретной информацией, то обращался к конкретному адресату. В случае с американским представителем спецслужб адресатом был бы Советский Союз. Сейчас у Сноудена нет конкретного адресата. Адресат Сноудена - не Россия, как многие пытаются сейчас представить. Об этом в рамках организованной ресурсом Public Dialogues интернет-конференции на тему "Проблема взаимоотношений США и союзников по НАТО, на фоне разразившегося "скандала Сноудена"" заявил научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США) Сергей Маркедонов. По его словам, действия Эдварда Сноудена - попытка представить свою борьбу как борьбу против всесилия или засилья американских спецслужб.

Отвечая на вопрос о позиции Кремля относительно Эдварда Сноудена, эксперт отметил, что его ценность для Москвы не очевидна. "Он не российский агент, защищать такого сюрпризного разоблачителя тем более странно. Потому что, какими бы отношения натянутыми не были, в такой сфере Москва создавать прецедент не хотела бы. Потому что логика Москвы - это логика "страны статус-кво". Если можно что-то не менять, то лучше не менять, чем взрывать ситуацию и создавать новые вызовы. С другой стороны есть определенный интерес Кремля к пиаровскому элементу. Надо четко разделять российскую внешнюю политику и разговоры о российско-американских отношениях для внутреннего пользования", - заявил политолог, выразив сожаление, что этого не делают.

По мнению гостя конференции, публичные фразы президента России Владимира Путина и представителей его команды воспринимают как стопроцентный подход Москвы к внешней политике. "Москва многие вопросы координирует с США, начиная с вопроса Афганистана и заканчивая вопросами безопасности Сочинской олимпиады. Что касается того, отразится ли скандал на российско-американских отношениях, то все будет зависеть от дальнейшей динамики. Если Сноуден получил бы убежище в России, то отразились бы. Если будет сидеть в транзитной зоне (не знаю, сколько он будет там сидеть), то не отразиться".

При этом, отметил научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, в психологическом плане история американского разоблачителя №2 уже повлияла на взаимоотношения США и союзников по Североатлантическому Альянсу. "Но, с другой стороны, а что здесь удивительного? Я, честно говоря, вообще не понимаю удивление информации Сноудена. Что он такого, строго говоря, нового изобразил? Для кого новость, что Америка имеет глобальные амбиции? Информация о том, что в США есть 16 различных разведывательных служб, находиться в открытом доступе. Разведывательная работа США по всему миру, включая и союзников - ни для кого не новость. Я не думаю, что у Европы есть достаточно ресурсов для того, чтобы разругаться с американцами. Проблема Европы в отсутствии собственной силы и модели безопасности. С 1945 года Европа полагается в этом вопросе на Штаты. Правда, у Европы из-за этого есть определенный психологический дискомфорт, но все же продолжает полагаться. Европа уже уступила давлению Вашингтона. В 1939 году она уступила давлению Гитлера, а с 1945 года восточная часть Европы уступила давлению Сталина, западная часть - давлению США", - выразил мнение он.

Что касается ущерба имиджу США как самой демократической страны мира, по мнению Маркедонова, Сноуден такой ущерб нанес, но не столько по демократическому, сколько по имиджу в вопросах безопасности. "Сноуден разгласил определенную информацию, показал США в невыгодном свете. Что касается демократического имиджа США - ну, кто хотел видеть этот имидж, он будет продолжать его видеть и дальше, кто не хотел, тот и до этого его не видел. Вопрос этот эмоциональный. Если вы спросите у той же Литвы, Латвии, Эстонии, разочаровались ли вы в таких методах США и выйдете из НАТО, то конечно, они из НАТО не выйдут. Потому что есть определенные прагматические вопросы, вопросы национальных интересов. Эти интересы состоят в том, чтобы обеспечить американское доминирование и обеспечить ведущую роль США в вопросах безопасности. Собственно, в этом и есть национальный интерес США", - напомнил Маркедонов, подчеркнув, что с учетом глобальных амбиций США было сложно не догадываться, что что-то наподобие PRISM действует. По словам политолога, если амбиции глобальные, то они всегда подкрепляются спецслужбами.

Отвечая на вопрос ИА REGNUM о том, есть ли вообще основания утверждать, что некто Сноуден без паспорта может как-то повлиять на отношения партнеров по НАТО, Сергей Маркедонов сказал следующее: "Некто Сноуден без паспорта как человек, конечно, не может. Проблемы, которые поднимает Сноуден, могут. И уже повлияли в психологическом плане. Когда мы говорим о союзниках по НАТО, то можем использовать такой образ. Один из союзников - 100 килограммовый здоровяк, а другие союзники худенькие. Если посмотрите военный бюджет США и всей объединенной Европы, станет ясно, кто здесь главный. Поэтому Европа может и вставать в позу, обижаться, но к разводу с США не придет".

Возможная выдача Сноудена американцам, полагает аналитик, может быть чревата какими-то внутренними издержками для страны, а отказ выдачи - какими-то осложнениями с США. "Российский антиамериканизм инструментален и сильно контролируется. Я думаю, что Путину ничего не стоит этот антиамериканизм с кургиняновским лицом прекратить. Я думаю, что если со стороны Штатов будут конкретные предложения и если Штаты откажутся от воспитательной миссии в вопросе улучшения демократического имиджа России, то Москва будет готова к большей прагматике", - резюмировал Сергей Маркедонов.