Государство должно проявлять милосердие в борьбе с терроризмом, строго придерживаться норм права и уважать религиозные чувства любых своих граждан, заявила директор Северокавказского проекта Международной кризисной группы (ICG) Екатерина Сокирянская, комментируя ИА REGNUM намерение Совета по правам человека при президенте РФ предложить президенту Владимиру Путину отказаться от запрета на выдачу тел террористов.

Эксперт напомнила, что поправки 2002 года в федеральные законы "О погребении и похоронном деле" и в закон "О борьбе с терроризмом", запрещающие выдачу тел террористов для погребения, изначально были восприняты неоднозначно. "Очевидно, что этот закон был направлен не против уже убитых террористов, а против их родных, которые теряли право прощаться с близкими, хоронить их согласно религиозным традициям, а затем посещать их могилы. Правозащитники предупреждали, что закон нарушает право на частную и семейную жизнь и на свободу вероисповедания. Многие жители северокавказских республик не понимали зачем продолжать "воевать с мертвыми" и выражали опасения, что закон может привести к злоупотреблениям, так как в регионе людей часто объявляют террористами без достаточных оснований и доказательств вины. Силовики же считали, что закон не допустит героизации террористов и станет механизмом устрашения тех, кто планирует совершить акты террора, а значит поможет снизить террористическую угрозу", - рассказала Сокирянская.

Как отметила эксперт, противоречия обострились после нападения на Нальчик в 2005 году: "Тогда тела 93 человек, признанных следственными органами террористами, не были выданы родственникам для захоронения, а в июне 2006 года, в противоречие исламским традициям, были кремированы. Члены семей боевиков, погибших в Нальчике, направили жалобы в Конституционный суд России и в Европейский суд по правам человека. Аналогичная жалоба о невыдаче тела для захоронения была направлена в ЕСПЧ родственниками Аслана Масхадова, убитого в марте 2004 года. Конституционный суд России признал введенную меру законной, но отметил, что тела погибших не могут быть захоронены до вступления в законную силу решения суда, и что погребение должно производиться с соблюдением обычаев и традиций, как гарантирует Конституция. Евросуд в июне этого года признал нарушение нескольких статей Европейской Конвенции о защите прав человека, в частности "права на уважение частной и семейной жизни" (статья 8)".

По словам Сокирянской, "кроме правовых коллизий запрет на выдачу тел террористов привел к злоупотреблениям и коррупции". "Ведь при желании одно и то же преступление можно квалифицировать по-разному. В Дагестане родственники убитых боевиков или граждан, подозреваемых в причастности к незаконным вооруженным формированиями, не раз рассказывали о том, что смогли добиться признания того, что их близкие не были террористами и получить тела для захоронения только в обмен на взятку и расписку о том, что не имеют претензий к силовикам. Такие факты обсуждаются в обществе и создают негативный общественный климат. Они доставляют моральные страдания родным, которые не должны нести ответственность за преступления членов своих семей. Кроме того, тела многих одиозных боевиков, не совершивших теракты, родным выдают, и места их захоронения не становятся объектом паломничества для экстремистов. Такой традиции на Кавказе просто не существует", - сказала она.

"Чем больше великодушия и милосердия государство проявит в борьбе с терроризмом, чем строже оно будет придерживается Конституции и норм международного права, уважать религиозные чувства любых своих граждан, тем легче ему будет завоевать умы и сердца людей в регионе и получить активную поддержку местного населения, которая так необходима для эффективной борьбы с терроризмом", - заключила Сокирянская.