"Европейский вектор развития Армении" - так называется элемент, выступающий лишь в качестве дополнения к армяно-российскому стратегическому союзничеству, заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США) Сергей Маркедонов. По его словам, Евросоюз не имеет ни особого желания, ни возможности заменить Россию в целом ряде аспектов, и в Армении это четко осознают.

"Европа готова полностью заменить Россию? Готов ли ЕС предоставить стабильный сервис аналогичного или более высокого качества в сфере услуг по безопасности? Я сомневаюсь, что Евросоюз или тем более НАТО готовы взять на себя функцию балансира в регионе, которую сейчас выполняет Россия, особенно с учетом существования приглушенного нагорно-карабахского конфликта", - заметил Маркедонов.

По словам эксперта, европейский вектор развития Армении во многом носит гипотетический характер. "Это понятие не предполагает вступления Армении в Евросоюз или НАТО, такого вопроса в повестке нет. Не будет его там и завтра, и послезавтра. Программа "Восточного партнерства", разрекламированная до невозможности, на практике дала Армении очень мало и фактически не вышла за пределы PR -кампании. Она также оказалась малоэффективна в плане финансовой, экономической помощи, в своей интеграционной составляющей. Следовательно, мне не представляется, как здесь можно говорить о каком-то выборе между европейским и российским векторами. Я думаю, что такого выбора просто нет", - сказал собеседник, подчеркнув, что в случае с Арменией евроинтеграция - некий ориентир, который "хромает" по прагматике и не обеспечивает всей необходимой гаммы.

Отвечая на вопрос о причинах активных и бурных дискуссий в армянских и российских экспертных кругах на тему этого гипотетического выбора, Маркедонов отметил, что все упирается в некий контекст - среду, где такие споры дают плодотворный рост. "В Армении есть определенное недовольство в связи с поднятием тарифов на поставляемый в эту страну российский газ. Поползли слухи о намерениях "Газпрома" полностью приватизировать "АрмРосгазпром". Сделка по продаже российского оружия Азербайджану оказалась достаточно резонансной, и если в реакции представителей армянского руководства почувствовался холодок, то армянская оппозиция открыто выразила свое неприятие. С другой стороны, Армения, придерживаясь позитивных подходов в плане вопросов по безопасности, активно сотрудничая с российской стороной в рамках ОДКБ, экономически чуть-чуть тянется в сторону ЕС. По части интеграционных проектов Ереван занял несколько отдаленную позицию относительно Таможенного союза и дал понять это Москве. Это, конечно, не могло быть воспринято российской стороной с энтузиазмом. Но скептицизм армянской стороны в некоторой степени понятен, так как есть ряд проблем, в том числе отсутствие общей границы с Таможенным союзом", - сказал эксперт, напомнив, что между Арменией и ТС есть Грузия - очень проблемная страна, и нет никаких гарантий, что с ней - одним из двух окон Армении во внешний мир - всегда удастся найти общий язык.

Однако эти противоречия, как отметил Сергей Маркедонов, не ноу-хау Армении и России. "Дело в том, что тождественных отношений между странами не бывает. Нужно просто внести спокойствие в бурлящие умы. В отношениях, скажем, таких союзников, как США и Израиль можно найти массу противоречий и весьма ощутимый массив взаимного недовольства. Чего только стоит сотрудничество Вашингтона с палестинской автономией? Покойный ныне Ясир Арафат в свое время открыто получал денежную помощь от США, что вызывало сильное недовольство Тель-Авива. Вспомним хотя бы один из визитов Нетаньяху в Вашингтон. Там израильский премьер и вовсе публично разошелся с американским президентом по поводу планов израильско-палестинского урегулирования. В конце концов, некоторые противоречия бывают в любых отношениях - У каждого свой угол зрения, свои интересы, свои представления, свой удельный политический вес, в конце концов. Армения не может не воспользоваться европейским элементом, так как свято место, как говорится, пусто не бывает: этим воспользуется Азербайджан, которого ЕС признает как энергетического партнера, закрывает глаза на многие "отходы" со стороны Баку от демократических канонов. Впрочем, Запад так или иначе будет присутствовать в армянской политике, и никак не иначе, чем уже сказано - элемент, дополнение. Этому также способствует наличие огромной армянской диаспоры в США, во Франции - это ресурс, который Ереван использует в своих национальных интересах, и это все знают", - заметил он.

По части России Маркедонов привел пример с продажей оружия Азербайджану, подчеркнув, что российско-азербайджанские отношения характеризуются как стратегическое партнерство, что подразумевает уклон в коммерцию. "И здесь Россия пользуется своими конкурентными преимуществами, продавая оружие по рыночным ценам, обеспечивая поступления в госбюджет. Одновременно Армении, своему союзнику, она помогает в обход рыночных механизмов, снабжает оружием на льготных условиях, да и вообще выступает как гарант безопасности. Россия не может и не хочет делать жесткий и однозначный выбор между Ереваном и Баку, поскольку тогда один из них превратится во второй Тбилиси. Москве и одного хватает", - заключил эксперт.