Приговор по "делу Магнитского" - не детонатор новых конфликтов, а "пороховой дым" от старых, заявил корреспонденту ИА REGNUM 11 июля руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков. По его мнению, международная реакция на решение суда, скорее всего, не выйдет за пределы дежурных заявлений политиков и чиновников.

"В США "список Магнитского" давно одобрен. В Великобритании визовые санкции против группы российских чиновников в связи с данным делом, как выясняется, начали действовать еще с лета 2012 года. Расширять данный список вряд ли кто-то будет", - полагает политолог.

Как отмечает Нейжмаков, "список Магнитского" - на самом деле, серьезная ошибка США, бьющая именно по американским интересам: "Вашингтон должен быть заинтересован в том, чтобы российские высшие чиновники приезжали в Америку, имели там недвижимость и вклады - ведь это позволит держать их "на крючке". Чем шире будет этот список и чем более высокопоставленные лица туда попадут, тем меньше у США будет возможностей для влияния на российскую элиту с помощью подобного "ласкового контроля". И чем строптивее себя ведет Вашингтон по отношению к представителям элит других государств, тем чаще у тех будет возникать мысль о поиске альтернативных "запасных аэродромов", где можно хранить свои деньги и иметь недвижимость "на черный день". Судьба Ливии, правящий режим которой сначала лишился своих зарубежных вкладов, а потом те же средства оказались под контролем оппозиции, вряд ли никого ничему не научил".

По словам эксперта, отказ властей Китая в ходе весеннего "корейского кризиса" заморозить счета КНДР - возможно, не только дежурный жест в поддержку старого партнера, но и сигнал всему миру: Пекин готов стать альтернативным банковским центром, где средствам правящих режимов со всех концов света не грозят никакие политические ветра. Выходит, как ни странно это звучит на первый взгляд, "список Магнитского" бьет по самим же США уже в ближайшей перспективе, а стратегически - объективно работает на Китай.

Нейжмаков обращает внимание, что даже в "горячей фазе" конфликта вокруг "списков Магнитского" (примерно с конца 2012 по апрель 2013 года) действительно болезненных ударов Москва и Вашингтон друг другу так и не нанесли: "Россия, например, не перекрыла транзит грузов для контингента НАТО в Афганистане. США, явно зашедшие в тупик в ситуации как вокруг Сирии, так и вокруг Ирана, заинтересованы в посредничестве Москвы по данным проблемам. По сути, в связи со "списками Магнитского" мы наблюдали не столько "дипломатические войны", сколько "дипломатический шум". Отметим, что именно на фоне этого "дипломатического шума" в свое время было сделано заявление Белого Дома об отказе от IV блока ЕвроПРО, что не могло не восприниматься Москвой с удовлетворением. Поэтому на сферу реальной международной политики, сферу действий, а не слов, приговор по "делу Магнитского" наверняка повлияет слабо".

Напомним, что 11 июля Тверской суд Москвы признал аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского и главу фонда Уильяма Браудера виновными в уклонении от уплаты налогов на сумму в 522 млн рублей. Дело в отношении скончавшегося в 2009 году Магнитского прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам. Браудера, находящегося в Великобритании, суд заочно приговорил к 9 годам колонии.