11 июля в Москве состоялись презентация и обсуждение книги "ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны", передает корреспондент ИА REGNUM.

В книге, автором которой является английский историк и журналистка Френсис Стонор Сондерс, подробно описываются механизмы "мягкой силы", которые США создали в 1950-60-е годы и активно задействовали с целью отдалить западную интеллигенцию от левых идей, склонить ее к борьбе против СССР и привить симпатию к "американскому пути".

Автор впервые представляет свидетельства спецслужб США в сфере культурной политики в годы "холодной войны". Созданный и курируемый ЦРУ Конгресс за свободу культуры с офисами в 35 странах был основным механизмом и платформой для этой деятельности, в которую были вовлечены такие известные писатели и философы, как Джордж Оруэлл, Бертран Рассел, Жан-Поль Сартр и Артур Кёстлер. Для сокрытия финансирования и участия в деятельности Конгресса за свободу культуры ЦРУ создало разветвленную систему фондов, служивших каналами для проведения средств. Многие из этих фондов по-прежнему работают. Френсис Стонор Сондерс на протяжении нескольких лет штудировала документы более чем 30 американских и британских архивных собраний.

По мнению автора, книга "ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны" может быть охарактеризована как полемика в противовес убеждению и набор стратегий, направленных на мобилизацию одного убеждения против другого. Как отметила она, в чрезвычайно политизированном контексте "культурной холодной войны", отказ принять чью-либо сторону назывался релятивизмом или нейтрализмом. "Эту позицию или восприятие не терпели обе стороны: и Советский Союз, и Соединенные Штаты стремились подорвать позиции нейтрализма, и в театре операций, о которых эта книга, в Западной Европе эта кампания стала продолжением очень похожей тактики". Как заявила она, данное исследование не призвано обозначить "моральную равноценность между двумя сторонами".

"Я не согласна с утверждением некоторых критиков, что эта книга слишком мягка по отношению к коммунизму, что в ней недооценивается отсутствие свободы, постоянная угроза, жесткий контроль, осуществляемый над культурой в Советском Союзе и странах-союзниках", - отметила Френсис Стонор Сондерс.

В обсуждении книги принял участие, выйдя на связь из Берлина, также ведущий журналист-расследователь немецкой газеты "Зюддойче Цайтунг" и немецкого телеканала NDR Джон Гетц, по мнению которого данная книга интересна для журналистов, изучающих деятельность ЦРУ. Как отметил он, говоря об информации, представляемой данным изданием, США посредством культурных программ формировала общественную повестку дня, в том числе и в Германии.

В свою очередь, российский блогер и журналист Илья Переседов выразил мнение, что данная книга - не агитационный материал, а историческое исследование, опирающееся на обширном материале. Как считает он, книга может быть интересна для широкого круга людей.

Говоря о книге "ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны", член общественного совета Министерства культуры РФ Сергей Черняховский, в свою очередь, заметил, что культура является лучшим способом политической борьбы и служит инструментом мощнейшего "интеллектуального удара".

Как известно, данная книга была издана на русском языке Институтом внешнеполитических исследований и инициатив совместно с издательством "Кучково поле".