Город от трамвая не откажется, трамвайное движение будет развиваться. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 11 июля, заявил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко после посещения исторической территории Василеостровского трамвайного парка, в советское время известного, как трампарк им. Леонова. Ныне здесь располагается Музей городского электрического транспорта.

Губернатор Полтавченко ведет исторический трамвай

Губернатор, как он сам признался сегодня, осуществил свою детскую мечту - управление трамваем. Полтавченко совершил объезд территории парка на ретро-вагоне МС (Моторный стальной), который был построен на заводе "Красный путиловец" (ныне Кировский завод) в 1929 году, такие трамваи ходили по улицам Ленинграда до начала 70-х годов минувшего столетия.

Градоначальнику показали коллекцию Музея городского электротранспорта - трамвайный поезд 1933 года - вместительную "Амерканку", перевозившую более 150 пассажиров, комфортный ленинградский вагон ЛМ-57, прозванный "Стилягой" за то, что был независим, ходил только в одиночку, и был раскрашен в ярко-желтый цвет.

Георгий Полтавченко осмотрел и коллекцию старых троллейбусов, а также ознакомился с Концепцией развития Музея городского электротранспорта, самого большого на территории бывшего СССР собрания - 21 трамвайный вагон и 6 троллейбусов. Концепция предусматривает создание интерактивного музея, куда, по замыслу организаторов, можно будет прийти "на свидание с Ленинградом", попав в прошлый век, где по улице курсируют старые трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили, работают телефонные будки, продается квас и газировка. Губернатору идея явно понравилась, он даже вспомнил про аналог современного (весьма опасного) зацеперского движения - "катание на трамвайной колбасе".

Ленинград некогда был настоящей трамвайной столицей - протяженность трамвайной сети к 1990 году достигала 670 км одиночного пути, маршрутной сети - 1074 км, ежедневно на линии выходили 1700 вагонов, в день трамваи перевозили около 2,8 млн пассажиров. Далее до середины 2000-х годов шел демонтаж трамвайных путей, закрытие маршрутов, ныне маршрутная сеть составляет лишь 468 км, объемы перевозок упали до 700 тыс. пассажиров в сутки.

Заместитель директора по эксплуатации ГУП "Горэлектротранс" Елена Осинцева представила губернатору предложения предприятия по восстановлению и развитию в новые районы трамвайной сети - целую программу, рассчитанную на три года, в которой предполагается восстановление ранее демонтированных участков, строительство 100 км обособленных участков путей, ускорение капремонта 200 км нуждающихся в нем путей. Осинцева напомнила, что 37 км путей находятся в аварийном состоянии.

Георгий Полтавченко в целом положительно отнесся к предложениям трамвайщиков, но отметил, что в центре города восстановление трамвайных путей довольно сложно, а в спальных районах города и там, где в ближайшие 5-10 лет появится метро, для трамвая, да и в целом для общественного транспорта должен быть безусловный приоритет. "В Санкт-Петербурге трамвай любят и помнят, трамвайное движение в городе будет развиваться, мы его рассматриваем, как одну из составляющих транспортной пассажирской стратегии", - сказал губернатор.

Полтавченко сообщил, что в будущем, 2014 году, город сделает упор на закупку трамвайных вагонов, привлекая при этом федеральные субсидии, и рассматривая варианты лизинговой схемы закупки, но пока не назвал, сколько трамваев закупит город. Но губернатор сообщил, что закупать Санкт-Петербург планирует только современные вагоны - такие, которые ныне курсируют по Садовой улице - челноки, не требующие разворотных кругов, рассчитанные на магистрали с большой плотностью движения.

Работникам "Горэлектротранса" губернатор пообещал и индексацию зарплаты - в июле текущего года и в 2014-м. Сейчас средняя зарплата начинающего водителя составляет 25 тыс. рублей, более опытных - водителей 1 и 2 класса - до 32 тыс. рублей, кондуктора - 22-23 тыс. рублей, обслуживающего персонала - около 20 тыс. рублей. Эти цифры не дотягивают до средней зарплаты в экономике города - около 36 тыс. рублей.

Трамвайщики попросили Полтавченко вернуть вагоноремонтный завод на Чугунной улице, 2. Губернатор ответил, что "ситуация на этом предприятии, ныне частном, тревожит, но мы внимательно за ней следим, принимаем участие в коллективных переговорах с возможным поиском новых инвесторов, вопрос без внимания не оставляем, завод нужен для города". (ОАО ПТМЗ "Петербургский трамвайно-механический завод", входящий в группу компаний "Вагонмаш" ныне проходит процедуру банкротства - прим. ИА REGNUM).

Территория бывшего трампарка им. Леонова, где располагается Музей электротранспорта ГУП "Горэлектротранс", была одной из горячих точек петербургской градозащиты.

При экс-губернаторе Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко бывший вице-губернатор Алла Манилова заявляла о строительстве на этой территории Дворца искусств и кинофабрики, предполагалось снести исторические полусараи 1907 года постройки. Инвестором должен был стать венгерский холдинг TriGranit, осуществлять проект - ЦММП "ТелеГрад". Ей в 2009 году на территории трампарка был предоставлен участок в 8 га под изыскательские работы. Но после смены власти в Санкт-Петербурге проект Дворца искусств и развития территории трампарка был назван "сырым" и отвергнут, ныне идет речь о возрождении трампарка, как о решенном вопросе. Но, как утверждает инвестор, в 2013 году Смольный либо должен разрешить строительство и проектирование на части территории трампарка, либо возместить убытки по историко-культурной экспертизе, изыскательским работам - около 1 млн долларов. "Все это решается в судах", - сказал губернатор.

Между тем у "Горэлектротранса" существует проект реновации старейшего Василеостровского трампарка с развитием музея, собственно трамвайного движения и троллейбусного движения - троллейбусов с гибридным приводом или приводом от энергоаккумуляторов.

Директор ГУП "Горэлектротранс" Василий Остряков пока еще не готов детально говорить о Концепции развития трампарка - она будет доработана к концу 2013 года, в будущем году начнется проектирование, но мечта трамвайщиков - "Зеленый остров", создание на Васильевском острове сети экологически чистого электротранспорта - трамваев и троллейбусов. Пока же в целом из 740 городских трамваев 60% требует замены.